Александр Гимельштейн: Занимательное иркутское киноведение

Александр Гимельштейн: Занимательное иркутское киноведение

«Февральский ветер» – снято в Иркутске

Владимир Досталь – выдающийся советский и российский организатор кинопроизводства и, пожалуй, самый авторитетный продюсер страны. Он родился в семье кинорежиссера Николая Досталя-старшего, в фильмографии которого был довольно известный фильм «Дело пестрых».

Матерью двух сыновей режиссера была внучка одного из основателей бахаизма, персиянка-виолончелистка Джахантаб Сарафи Али-кызы. Она умерла через несколько месяцев после рождения второго сына, Николая.

 Мачехой двух младших Досталей стала Наталья Андросова (урожденная княжна Наталья Александровна Искандер) – праправнучка Николая I, последняя из семьи Романовых, остававшаяся в СССР и постсоветской России

Легендарная мотогонщица «под куполом цирка», Андросова была прославлена в стихах и в прозе Галичем, Межировым, Вознесенским, Евтушенко, Юрием Казаковым и Юрием Нагибиным.

После трагической гибели мужа на съемках замуж она так и не вышла и, будучи бездетной, занималась воспитанием пасынков. 

Оба впоследствии получили звания народных артистов России. Младший, Николай, стал известен как автор фильмов «Облако-рай», «Петя по дороге в Царствие Небесное» сериалов «Гражданин начальник», «Штрафбат» и «Завещание Ленина». 

А старший, Владимир, спродюсировал десятки телесериалов, в том числе значительную часть «Бандитского Петербурга», «На углу у Патриарших» и многое другое. Был одним из руководителей советской киноиндустрии. 

Однако у Владимира Досталя есть один фильм, который он создал самостоятельно в качестве режиссера. По прихоти судьбы это «Февральский ветер» по мотивам одноименной пьесы Андрея Вейцлера – кинокартину снял Мосфильм в Иркутске. 

 

1917 год, канун Февральской революции. Из сибирской Ачинской тюрьмы в Кутуйский острог переводится один из организаторов подавленного бунта большевик Кирилл Астахов (Игорь Ливанов). Его сопровождает надзиратель Степан Филимонов (Михаил Ульянов), у которого свои счеты с политическими... 

 

Критики писали о великолепной игре Ульянова и Ливанова, каждый из которых раскрывает определенную «правду жизни» своих героев: старого тюремщика Филимонова и революционного идеалиста Астахова. 

Над фильмом вместе с Досталем работали профессионалы первой величины – оператор Павел Лебешев и композитор Эдисон Денисов. 

 

Натурные съемки велись в еще мало освоенном музее деревянного зодчества в Тальцах и в зимнем Иркутске 1980 года. В эпизодах были заняты артисты иркутских театров, в том числе Виталий Венгер. В то время уже народный артист РСФСР был рад встретиться на съемочной площадке со своим знаменитым другом и однокурсником по Щукинскому училищу Ульяновым. 

Михаила Ульянова привели в гости в мастерскую известного иркутского художника Галины Новиковой, и она уговорила его позировать. В результате появился великолепный и необычный портрет народного артиста СССР. 

Галина Новикова. Портрет Михаила Ульянова. 1980

 

 На съемках фильма «Февральский ветер», «Мосфильм». В роли телеграфиста Виталий Сидорченко,  в роли надзирателя народный артист СССР Михаил Ульянов

Популярные материалы