Флюгер господина Кобзева

Флюгер господина Кобзева

Кто пугает губернатора?

Отношение к майнингу в Иркутской области с годами менялось. Сперва это был легкий способ заработка для продвинутых ребят из Сибири. Но низкие цены на электроэнергию превратили индустрию в нечто вроде цифрового Дикого Запада, где единственный закон — это кольт. Со временем новое Эльдорадо стало привлекать все больше людей со всей страны и не только. Приангарье облюбовали гонимые собственной властью китайские майнеры. Повсюду начались перебои с электричеством, пожары и драки с соседями, а криптошахтеров стали попросту ненавидеть, особенно в деревнях.

В какой-то момент это поняла и власть, которая начала изображать активную борьбу с биткоинщиками. Причем вместо полного запрета обсуждались довольно компромиссные меры регулирования, главная из которых — дифференцированные тарифы. Дифтарифы виделись как простой и безопасный для народа инструмент, который поможет вывести в легальную плоскость «серых» майнеров и обезопасить жителей Приангарья.

Сперва их введению якобы мешало федеральное правительство, но оно довольно оперативно проработало все необходимые механизмы — достаточно политической воли региональных властей. На Кузбассе дифтариф был введен моментально, а в Иркутской области процесс затормозили чиновники. С губернатором Игорем Кобзевым происходит что-то странное — он вертится как кулер от асика, пытаясь угодить и китайским майнерам и жителям Приангарья.

От печали до радости рукою подать

До декабря 2022 года Кобзев слыл ярым приверженцем введения дифференцированных тарифов. В 2021 году губернатор даже писал письмо в правительство РФ. Он обратился напрямую к Александру Новаку — заместителю председателя правительства Российской Федерации и попросил его разрешить властям Иркутской области ввести в Приангарье дифтариф.

Игорь Кобзев признавал необходимость дифтарифов как инструмента для регулирования майнинга

Но менее чем через год он обратился к жителям области с заявлением, в котором опровергал сам себя и наверняка удивил Александра Новака, который как мог, выполнил просьбу Кобзева.

— Председатель Правительства России Михаил Мишустин 14 ноября подписал постановление, согласно которому субъектам разрешено вводить дифтариф на электроэнергию. Но решение остается за регионами. Позиция Правительства Иркутской области - увеличивать тариф можно только на процент инфляции.

Да, я говорил о введении дифтарифа для майнеров. Но! Пока на законодательном уровне эта сфера деятельности не урегулирована, в первую очередь, нужно работать в этом направлении. Сейчас введение дифтарифа не принесет ожидаемого результата в борьбе с майнингом, но есть риски увеличения платежей для населения и ухудшения экообстановки в связи с возможным переходом на печное отопление и использование угля, — обозначил свою позицию губернатор, чем немало удивил людей, которые привыкли доверять его словам.

Почему Кобзев в одночасье отказался от прошлых убеждений?

Вариант первый (банальный)

Губернатор боится потерять рейтинг среди жителей Приангарья, но делает только хуже. Видимо, когда он писал «челобитную» в правительство, то не подумал о том, что во времена интернета все тайное становится явным менее чем за пару часов. И года явно мало, чтобы из памяти народа исчез образ Кобзева как борца с майнерами. Неудивительно, что у многих людей, которые прочитали недавнее обращение губернатора, возник когнитивный диссонанс. 

Вариант второй (трагический)

Одно неправильное движение Игоря Кобзева, и Единая Россия провалится на выборах Заксобрания Иркутской области в 2023 году. Здесь последствия для главы Приангарья будут посерьезнее, чем плохой рейтинг среди сибиряков — от серьезного «мочилова» в СМИ до смены губернатора.

Иркутская область давно считается протестным регионом — пристальное внимание главы государства к грядущим выборам обеспечено. Поэтому сейчас Кобзев пытается балансировать на острие ножа, чтобы остаться хорошим для всех участников «дифтарифовых» отношений. Но это нереально.

Вариант третий (самый вероятный)

Иркутские майнеры приобрели достаточно сил, чтобы диктовать властям свои условия. На первый взгляд это кажется фантастикой, но если учесть мегадоходы криптобаронов за последние годы, то многое встает на места. Немного финансовых вливаний в карманы определенных людей, и вуаля! — вы приобрели ниточки к верхушкам власти и можете периодически за них подергивать. А для самых упертых есть шантаж и запугивания.

Майнинг умер, да здравствует майнинг!

Позволяет ли нынешний курс криптовалют зарабатывать? Еще как. Эксперты считают точкой безубыточности биткоина $3 500. Сейчас он составляет $17 000 и постепенно начинает расти. Отметим, что эти показатели рассчитывались исходя из цены электроэнергии 6 рублей за кВт/час. В Иркутской области стоимость электричества не превышает 1,690 рублей за кВт/час.

Но здесь мы Америки не откроем. Все знают, что именно Приангарье является «землей любви, землей надежды» для майнеров именно из-за крайне низких тарифов. Ежемесячный доход средней руки майнера составляет от 100 000 рублей до бесконечности. В наибольшей выгоде остаются гости из Поднебесной. Депутаты несколько лет били тревогу, но команда Кобзева не предприняла никаких мер.

Пусть майнят, жалко, что ли?

Безусловно, не жалко. Никто бы и слова не сказал в сторону криптодобытчиков, если бы в процессе майнинга они думали не только о сверхприбыли, но и об окружающих. Но, увы, на практике жизнь рядом с биткоинщиками превращается в ад.

Если вы вдруг (сочувствуем) стали соседом майнера, вас ожидают:

Постоянный  шум (80-90 Дб) — одна машинка для майнинга «орет» как включенный пылесос, заведенный движок мотоцикла или проезжающий мимо поезд метро. Но мало кто из майнеров ограничивается одним «асиком». Причем работает «криптоферма» день и ночь. Представьте, какая «приятная» жизнь вас ожидает, особенно после работы.

Угроза пожара — обычно забота криптодельцов о пожарной безопасности ограничивается помещением для размещения оборудования. Что происходит с постоянно перегруженной проводкой, их не волнует. За последние годы в Приангарье по вине майнеров произошло более 20 пожаров. Вот некоторые из них:

- В декабре-январе 2020-2021 года обесточенными оказались сразу несколько населенных пунктов Иркутского и Шелеховского района. Для многих жителей это означало не только отсутствие света, но и тепла. Многие отапливаются электричеством.

- 7 января на 15 километре Байкальского тракта сгорели второй этаж и кровля садового дома. Хозяин здания — 58-летний мужчина получил ожоги лица и рук. Владелец «асиков» рассказал, что в доме было установлено оборудование для майнинга.

- 17 января в Ангарске сгорел цех с майнинговыми фермами, замаскированный под производство мебели.

- 25 ноября на Ипподромной загорелись два автосервиса и деревянный дом. Во всех помещениях нашли останки майнинг-машинок.

Хочется ли вам стать очередным героем сводок МЧС? Думаем, что нет.

Уклонение от налогов — деньги от майнинга мощной рекой протекают мимо регионального и федерального бюджета. Исчезнувшие финансы — это не построенные социальные объекты, не благоустроенные скверы, не реконструированные дороги.

Майнеры vs власть: let’s fight!

Получается, что криптобизнес — явление социально опасное. Чтобы образумить обезумевших от жадности дельцов, можно прибегнуть к угрозам, просьбам, уговорам или полиции. Последний вариант трудозатратен, предполагает бегание по судам и потерю нескольких километров нервных клеток. Самый простой способ — введение дифференцированных тарифов.

Единственная задача дифтарифа — создать прослойку между простыми и промышленными потребителями. Майнеры не относятся ни к тем, ни к другим, поэтому оказываются за бортом нормативно-правового регулирования, чем охотно пользуются.

После введения дифференцированного тарифа у 99% населения стоимость электроэнергии останется прежней. Чтобы она повысилась, летом, осенью и весной придется «накрутить» от 5000 кВт/час, а зимой 12 000 кВт/час в месяц. Среднестатистическая городская семья потребляет максимум 400 кВт/час, а сельская — 2000 кВт/час, то есть, превысить порог будет сложно.

Несомненно, губернатор должен бороться за право жителей Иркутской области на самые низкие тарифы на электричество во всей стране. Но парадокс в том, что эту льготу отбирать у сибиряков никто не собирается. Игорь Иванович — неглупый человек и наверняка это понимает. Вопрос в том, кто не дает ему принять волевое решение и одной подписью разобраться с проблемой майнеров раз и навсегда?

Популярные материалы