Станислав Гольдфарб: Иркутский генерал-губернатор Н. П. Синельников: «Усердие мое все превозможет»

Станислав Гольдфарб: Иркутский генерал-губернатор Н. П. Синельников: «Усердие мое все превозможет»

Девятнадцатая часть

ГЛАВА 15. На пользу образования, науки и культур 

 Мнения о культурном уровне Синельникова, о широте и глубине его взглядов, в том числе на различные проблемы сибирской жизни настолько различны, что порой не совпадают совсем. Политические ссыльные, главным образом поляки, давали ему самые нелицеприятные характеристики и оценивали Николая Петровича как бездарного, необразованного человека. Сибирская общественность более объективно оценивала начальника края. 

Напомним, Синельников закончил одно из лучших кадетских училищ Российской империи. Учебные заведения военного ведомства при всех недостатках давали хорошее образование. Огромный управленческий опыт Синельникова, не мог не преумножить общих и специальных знаний, в том числе практических. Как генерал-губернатор он традиционно был попечителем целого ряда учебных и общественных учреждений. Общеизвестен вклад Николая Петровича в деятельность Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества. Он очень активно помогал ему в том числе и материально. 

Именно Синельников, став покровителем Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества, поставил издание «Известий ВСОРГО» на регулярную основу. До этого они выходили по мере складывания номера. Несмотря на недостаток средств и противодействие Главного Управления по делам печати, генерал-губернатор энергичным содействием выхлопотал право на регулярное научное издание. Николай Петрович нашел возможность выделить «Известиям» средства из «Амурской суммы».

Генерал-губернатор оказывал содействие в вопросе о постройке здания музея, старается помочь научному обществу отремонтировать и старое здание ВСОРГО. Не все удалось, поскольку взгляды о потребности ВСОРГО у начальника края и городского общества разошлись. Дума не хотела обременять городской бюджет дорогостоящим проектом. В 1871 г. Синельников неоднократно обращался к городскому голове и Иркутскому губернатору с просьбой повлиять на думу в вопросе помощи Отделу с ремонтом. 

Однако, несмотря на то, что купец Хаминов выделил первоначальные средства, дума не только не захотела помочь, но и поставила вопрос о возврате самого здания Отдела в ее распоряжение. В раздражении Николай Петрович пишет в апреле 1871 г. губернатору Шелашникову: «…необходимо, чтобы Городская Дума в уважение той пользы, которую Отдел приносит своими учеными исследованиями края, или уступила бы дом в ведение отдела, или же ассигновала сумму на капитальные исправления… Я совершенно уверен в ея (Думы) участии к учреждению, приносящему столь ощутимую пользу и убежден, что не только дом останется в ведении отдела, но что оный будет и отделан прилично». Увы, дума, хотя здание и не отняла, так ничего и не сделала для его ремонта. 

Именно с ведома и при содействии Синельникова был поддержан ряд экспедиций по изучению Забайкалья и Дальнего Востока. К примеру, он прикомандировал в качестве помощника казака в экспедицию А. Л. Чекановского. В экспедицию на Нижнюю Тунгуску добился прикомандирования топографа. Николай Петрович самым внимательным образом следил за ходом экспедиционных исследований, получал от местных чиновников донесения о передвижении и проблемах. 

П. П. Семенов-Тяньшаньский оставил такие строки: «Генерал-губернатор Н. П. Синельников оказывал свое покровительство Отделу настолько, что в 1873 г., когда Отдел удостоился посещения Великого Князя Алексея Александровича, то он, можно сказать, был в полном своем апогее». 

Хороший отзыв о Синельникове оставил А. П. Щапов. Развивая идею о необходимости открытия университета в Сибири, обосновании потребности в знающих кадрах Афанасий Петрович писал: «Как Сперанский жаловался на крайний недостаток таких интеллигентных научно-образованных сотрудников-чиновников и по этой причине многого не достиг в своих преобразовательных планах, так и теперь лучшие гласные городских дум и лучшие чиновники окружных или сельских управлений часто жалуются на то, что вопросов и нужд городских и сельских в Сибири множество, а деятелей разумных, научно-образованных, честных и гуманных почти нет. 

Бывший генерал-губернатор Восточной Сибири Синельников возбудил было многие, весьма важные общественные вопросы, особенно относящиеся к рабочему народу, к благоустройству сел, к сельским школам и проч., но не было достаточного числа таких научно-интеллигентных и социально-гуманных деятелей, которые бы повсеместно, с надлежащим пониманием, сочувственно и энергически ухватились за осуществление общественно-благоустроительных предначертаний генерал-губернатора».

Николай Петрович и сам признавался в одном из циркуляров: «С самого вступления в управление высочайше вверенным мне краем, меня постоянно озабочивало устройство народного образования, как верного средства к исправлению нравственных недугов и к достижению благосостояния народа, началом которого служат народные училища. Из собранных сведений, личных моих наблюдений при посещении школ и объяснений с народом, я пришел к убеждению, что вообще народ желает, чтобы дети учились грамоте, выражая это желание по здравому смыслу…»

Не следует забывать, что чиновник Синельников действовал в рамках государственной образовательной стратегии. Одной из ее составляющий был курс на создание сети учебных заведений, которые должны были готовить кадры технического профиля. Путь от «реальных классов для временного преподавания технических наук» 1839 года, реальных гимназий образца 1864 года завершился созданными в 1872 году реальными училищами.

И это была вовсе не простая история. Она заключала в себя борьбу общественных и политических сил. Ярым противником реального образования был всемогущий идеолог М. Н. Катков. Сам факт появления реальных гимназий и училищ он соотносил с заговором против классических гимназий. Он писал: «Цель, вдохновляющая противников учебной реформы (т.е. следует читать: лиц, желающих у нас основательно устроенных реальных училищ, по крайней мере, с семилетним курсом) та, чтобы можно было потом поднять агитацию и допуск учеников реальных училищ в университеты». И далее Катков писал: «Когда же, наконец, прекратится эта грубая шутка над нашею публикой и над нашим законодательством по вопросу, от которого зависит будущность страны, по вопросу об образовании» .

Учитывая влияние Каткова на императора, министерство Просвещения, открытие реального училища в Иркутске было делом непростым.

Но Николай Петрович благодаря поддержке великого князя Алексея Романова сумел открыть реальное училище в Иркутске. Напомним, что позднее реальные училища наряду с классическими гимназиями давали право поступления в университет.

Поскольку число крестьянских детей было очень маленьким (на 700 000 сельского населения приходилось 2000 обучающихся мальчиков и 250 девочек), генерал поступил по-военному. «Я предписал циркулярно призвать на сходки сельские и инородческие общества. Предоставить им составить приговоры, где и на какое число учащихся они пожелают устроить сельские школы и проч. , напомнив что уменьшение темных поборов даст надежду, что содержание школ и учителей будет обеспечено, а как одним из главных затруднений к распространению школ есть недостаток в учителях, то я, согласно мнению предместника моего, предложил назначать в сельские школы, для первоначального обучения учительниц из окончивших курс в женских учебных заведениях Восточной Сибири, хотя бы непользующихся правом выпускать учительниц по некоторым приготовлениям их к этому званию, по распоряжению учебного начальства».

На всеподданнейшем отчете генерал-губернатора за 1872 год император Александр в соответствующем параграфе написал: «Желаю, чтобы дело это не затягивалось».

Известен факт, что когда к генерал-губернатору обратились с просьбой позволить крестьянским и инородческим детям, «назначенным» для обучения в иркутской гимназии и в институте Благородных девиц, именоваться стипендиатами главного начальника края и супруги его, Синельников, усомнившись в искренности их заявления, «изволил обратиться к ним с вопросом: действительно ли ходатайство их служит намерением непринужденного желания народа? И находившийся при этом г. управляющий губерниею положительно удостоверил, что предоставленные крестьянами и инородцами приговоры выражают самые искренние стремления местного населения и душевную благодарность их к неусыпному начальнику. Только после такого заверения со стороны лица, которому, конечно, известны все закулисные ходы составления подобных приговоров, его высокопревосходительство благосклонно принял просьбу депутатов и удостоил их приглашением к обеденному столу…» 

Судя по дискуссиям в местной и центральной печати, в самом Иркутске частенько возникали споры о характере образования. У Синельникова был свой ответ, сформулированный в одном из циркуляров: «Полагаю, - писал генерал-губернатор, что начальное образование народа, желающего обучать своих детей, должно быть в некоторой степени устроено согласно с его готовыми понятиями и соображено с его жизнью и средствами. При этих условиях и, с Божьей помощью, достигнет благодетельного влияния той степени образования, которое, исправив пороки, приводит человека к воздержанию и благостию…

Чтобы не предрешать обстоятельств в важном деле народного благоустройства я, с своей стороны, могу только присовокупить желание, чтобы школы сельские, преимущественно, были устроены в тех селениях, где есть храмы Божии, и, следовательно, возможность к преподаванию Закона Божия духовенством. Необходимо везде, а особенно в Восточной Сибири, чтобы развитие души в познании святой веры шло, если не прежде, то непременно вместе с развитием умственных способностей». Николай Петрович таким образом был сторонником церковно-приходского образования, не столь затратного для крестьянского населения.

Правда, обнажилась проблема – желающих учиться было невелико. Это Синельников объяснил нехваткой учителей «в особенности способных и соответствующих нравственным качествам своему званию», и тем, что сами родители не посылают детей учиться. Николай Петрович придумал пойти по пути создания, как бы сказали сегодня – школ-интернатов – школ при волостных правлениях, школ с квартирами для учащихся. «Школа «поблизости» была по Синельникову лучшим вариантом развития грамотности на селе. Кроме того он считал, что сельские школы народ мог бы организовывать самостоятельно. Разумеется, в таком случае все вопросы содержания решало бы само общество. Но где взять деньги крестьянам? Уничтожить темные поборы! Этих средств, как говорилось выше, по мысли Синельникова, вполне бы хватило на содержание сельских школ.

Как человек, чьи взгляды базировались на формуле «самодержавие-православие-народность», Николай Петрович особое внимание уделял приходским учебным заведениям. В 1874 году он специально отправил одного из чиновников по особым поручением проинспектировать приходские училища Балаганского округа. Изучив отчет, губернатор сделал целый ряд замечаний и затем опубликовал специальный циркуляр в «Иркутских губернских ведомостях». Синельников обратил внимание на нехватку учебных пособий в приходских училищах, отправку детей в школы не с начала учебного года. Последнее, вероятно, происходило по причине задействования детей в сельскохозяйственном календаре. 

Из-за этих и других проблем учителя не могли нормально организовать учебный процесс. И, наконец, бедственное положение самих зданий приходских училищ. «Некоторые училищные здания не ремонтируются, как следует. Отчего зимой они до того холодны,что учащиеся должны заниматься в теплой одежде; некоторые же здания не соответствуют своему назначению по числу учащихся, и наконец, что некоторые из учителей и учительниц не бывают в определенное время в классах, и даже дозволяют себе отлучаться из селений без дозволения». 

После изучения отчета своего чиновника, Синельников написал целую программу для местных органов исполнительной власти, обязав их не затягивать с исправлениями.

 Синельников предпринял много усилий для расширения сети начальных учебных заведений. Неоднократно публиковались его циркуляры в адрес начальников губерний и областей, в которых поднималась эта проблема.

Во многом благодаря его усилиям в Иркутске 3 февраля 1874 года было открыто Техническое училище. История этого учебного заведения корнями своими уходит в 60-е годы XIX века. В 1864 г. император утвердил устав гимназий и прогимназий ведомства народного просвещения. В Иркутске, как и во многих других городах был создана специальная комиссия, которая и посчитала необходимым создание реальной прогимназии. Тогда же члены комиссии заявили, что если казенных денег на ее открытие не хватит, они найдут деньги в Иркутске. Городское общество, золотопромышленники, винокуренные заводчики, частные лица собрали необходимые средства на содержание прогимназии. 27 сентября 1866 года прогимназия в Иркутске была открыта на правах частного учебного заведения.

Если Иркутский генерал-губернатор А. Д. Горемыкин ратовал за светское образование, Синельников являлся последовательным сторонником церковно-приходской школы.

Очевиден и вклад Синельникова в культурную жизнь территории. Кроме внимания к образованию, он много сил вкладывал в развитие театра.

Идея строительства нового здания Иркутского городского театра принадлежала именно ему. Первый взнос на строительство в сумме 3000 рублей сделал потомственный Почетный гражданин Иркутска купец-миллионщик С. К. Трапезников. Деньги жертвовали И. И. Базанов, Я. А. Немчинов, М. А. Сибиряков.

В сибирской печати приводился такой эпизод: «Известный богач Ив.Ив. Базанов, несмотря на свое колоссальное богатство, очень туго расставался с деньгами, но Николай Петрович (Синельников – С.Г.) и на него имел магическое влияние. Нуждаясь в деньгах на постройку театра, воспитательного дома и вала для ограждения Иркутска от наводнения Ангары, сенатор лично обратился к помощи Базанова. Последний подписал 10 тысяч. Увидя эту цифру, жена его, добрейшая старушка Матрена Ивановна, покачала головой и проговорила:

-Стыдно тебе подписывать так мало. Ведь его высокопревосходительство не всякого удостаивает посещениями, да и сколько добрых дел совершил он в своей жизни. И теперь он хлопочет для пользы города. Черкни нолик-то – Николай Петрович и порадуется.

Базанов, почтительно согнувшись, прибавил нолик. А из него и вышло 100 000 рублей. Начальник края горячо благодарил простую, но сердечную женщину, чрез которую много было облегчено горя у сибиряков».

За строительство нового здания театра Николай Петрович взялся основательно. А. М. Падерин, главный инспектор народных училищ вспоминал, что «…Н. П. был удивительно деятелен и энергичен… С богатыми купцами и промышленниками он обращался так. что они охотно, даже с удовольствием, жертвовали огромные суммы на какое-либо общественное дело города или края. Так, на эти пожертвования не прибегая ни к казне, ни к городским средствам, Синельников… построил театр, который процветал в его время, при удачном подборе актеров…» 

Новый театр, построенный по инициативе и участии генерал-губернатора Синельникова открылся в 1873 году. Один из первых посетителей храма Мельпомены писал: «Первое впечатление, получаемое зрителем при входе в холл, это недостаток освещения, вследствие чего отделка театра, хотя простая, но вообще очень красивая, исчезает от глаза. Из лож 3-го яруса в сильные бинокли нет возможности рассмотреть, сидящих в бельэтаже, тоже самое, относительно партера и верхних лож.

Зал гораздо бы более выиграл, если бы освещался не средней люстрой, а боковыми лампами или, подсвечниками у лож, как в старом театре, в котором вообще было более света. Акустические условия выше всякого ожидания, самая трудная задача выполнена мастерски, что делает честь строителям. Партер довольно обширен, проходы широки, ложи просторны и каждая на 5 стульев. Цены местам значительно понижены, благодаря распоряжению г. Генерал-Губернатора, давшего, таким образом театру характер народности.

Занавес производит довольно приятное впечатление, если бы не некоторые темные пятна… Сцена обширна, но освещается только одной передней рампой, боковых, кулисных нет, а этот недостаток делает то, что на лицо актера, на костюмы, декорации и сценические аксессуары падает мало света…

Декорации комнат устроены превосходно и имеют уже то важное удобство, что звук со сцены несется прямо в зал….

….Таким образом, смеем думать, материальное положение актеров улучшится, труппа не будет изобиловать бездарностями и пригласятся свежие силы». 

Синельников изменил сам порядок театрального администрирования. Для управления был учрежден специальный комитет. Он согласовал с Министром внутренних дел такое «заведование», при котором часть членов генерал-губернатор определял сам из состава своей администрации, а часть составляли меценаты, внесшие в дело значительные суммы.

При Синельникове была разработана «Инструкция по управлению театром». Всеми делами отныне ведал специальный комитет под его попечительством. «Инструкция», утвержденная Н. П. Синельниковым давала Комитету большие права и независимость. Влияние генерал-губернатора на управление театром ограничивалось назначением в Комитет чиновников. Комитет состоял из трех членов, заведовавших репертуарной, административной и хозяйственной частями и члена-благотворителя с совещательным голосом. Комитет собирался раз в неделю «по взаимному соглашению». Важные вопросы дирекцией обсуждались коллегиально на общем собрании комитета. Таким образом, основными принципами управления театром Николай Петрович считал независимость театрального комитета, коллегиальность в решении проблем и гласность в его деятельности.

Синельников сделал удачную попытку реформировать театральное управление. Во-первых, передал театр под управление городской думы, во-вторых, кроме административного органа создал комитет из числа меценатов. И все вопросы, касающихся театра, они должны были решать при полном согласии администрации и общественности.

Сравнивая реальные факты и отрицательное мнение ряда мемуаристов, приходится признать их определенную предвзятость в вопросе оценки роли Н. П. Синельникова в культурно-просветительской жизни края. Совершенно очевидно, что он тяготел к сфере культуры и старался развивать ее. Негативные оценки в его адрес, вполне возможно навеяны слухами, домыслами, вторичным препарированием информации. Отрицать все это нет смысла, ибо деятельность любого человека, как правило многомерна, а Николай Петрович был человеком вне всякого сомнения со сложным характером.

Популярные материалы