«Я услышала шум и увидела, как на наш дом падает самолет»

 «Я услышала шум и увидела, как на наш дом падает самолет»

Авиакатастрофы в Ейске и Иркутске — подробности трагедий

Иркутск. Вечер 23 октября. Два истребителя Су-30 выполняют очередной тренировочный полет над городом. Через 20 минут после взлета один из них упал на деревянный дом в Ленинском районе. На земле никто не пострадал, но оба пилота погибли. 

 17 октября 2022 года. Ейск. Около жилого девятиэтажного дома рухнул военный самолет Су-34, который выполнял тренировочный полет. После падения истребитель загорелся — огонь перекинулся на здание. Погибло 15 жильцов дома, 7 из них члены одной многодетной семьи, которая в этот вечер в полном составе собралась за ужином. Пострадали 43 человека. Многим потребовалась психологическая помощь. 

Иркутск, 1997 год, 6 декабря. На многоквартирный дом в микрорайоне Авиастроителей упал гигантский транспортный самолет Ан-124 «Руслан». Погибли 72 человека — 23 в самолёте (14 пассажиров и 9 членов экипажа) и 49 на земле.

Самолеты, падающие на дома — сходства трех трагедий

На первый взгляд «Сушки» (легкие истребители-бомбардировщики) и исполинский Ан-124 (транспортный самолет) не имеют ничего общего. На самом деле все эти судна применяются в военных целях, у них были полные баки топлива и они взлетали с аэропортов, расположенных рядом с жилыми домами. 

Транспортный самолет Ан-124 «Руслан» с четырьмя двигателями —  один из самых больших в своем классе. Он способен перевезти до 150 тонн груза, поэтому часто используется для транспортировки военной техники. 

«Руслан» — настоящий тяжеловес

6 декабря 1997 года «Руслан» стоял в аэропорту Иркутск-2, готовый к вылету. На его борту находилось два истребителя Су-27 — их предстояло отправить во Вьетнам. Но с самого начала все пошло не по плану. Через 3 секунды после взлета отказал один из двигателей, практически тут же вышли из строя еще два. 

Не пробыв в воздухе и 40 секунд, Ан-124 рухнул на жилой дом №45 по улице Гражданской, зацепив крылом двухэтажный деревянный дом. Исполинский двенадцатиметровый хвост лег на дом №120 по улице Мира. Обломки упали на детский дом. Погибло 14 детей и 35 взрослых. Из экипажа «Руслана» в живых не осталось никого. 

Печально знаменитое фото иркутской авиакатастрофы

Баки «Руслана» были заполнены по-максимуму — вылились десятки тонн авиационного топлива, которое вызвало сильный пожар. Потушить огонь удалось только к вечеру. «Черные ящики», как сообщило следствие, полностью выгорели, что затруднило поиск причин катастрофы. До сих пор неясно, что привело к трагедии: ошибка пилотов, низкое качество топлива, недостаточный прогрев судна перед взлетом или конструктивные недостатки двигателей Д-18Т.

Вспоминают очевидцы:

 

Инга Павлова

Я помню этот страшный день. Мы с мужем подъезжали на место катастрофы уже поздно вечером. Видели этот хвост самолета, врезавшийся в дом. Люди плакали. Место было оцеплено полицейскими. Им привозили люди горячий чай в термосах, мороз был очень сильный. А потом когда ехали домой, на трассе видели, как к месту катастрофы ехала тяжелая техника — просто огромные подъемные краны, я таких не видела ни разу. Они шли колонной к месту падения самолета. Сейчас на этом месте, где произошла трагедия, стоит храм.

 

Александр

Был на месте через три часа после аварии. Пожар уже потушили, но оцепление еще было дырявое. Люди специально ехали со всех концов города, чтобы помочь. Я ехал с Академгородка. Все в едином порыве, несмотря на мороз. Забирали людей, лишившихся жилья к себе, детей.

Картина конечно была страшная.

А что касается воды в топливе — не думаю, что кто-то целенаправленно разбавлял керосин, как многие тут думают. Во-первых, это аэродром авиазавода, там другие люди работают, не те, что в гражданских аэропортах, во-вторых, влага всегда присутствует в любом топливе, любой автолюбитель это знает.

 

Андрей Сюзев

Жутко. Маленький тогда был, с пацанами тогда в 600 метрах на корте играли. Потом клубы дыма, бегающий народ. Своими глазами все видел, помню, как сильно мама переживала. Там у всех с нашего района были знакомые, родственники. Семья одногруппницы выбралась из дома попавшего под самолет с другой стороны, а с обратной стороны стояли людские крики тех, кто не мог выбраться, сгорая заживо в пожаре. В квартиру деревянного дома родителей маминого знакомого влетел один из двигателей. После всем районом отдавали вещи детям из детского дома и тем, кто остался без крыши над головой, приносили горячие чай и еду ребятам, разбиравшим завалы и стоявшим в оцеплении. 

Падение авиагиганта сплотило людей

Катастрофа в Ейске произошла через 25 лет после иркутской трагедии. Но пилотам удалось выжить — они катапультировались за три секунды до столкновения с жилым домом. По предварительной версии, истребитель попал в стаю птиц — это вывело из строя двигатели. 

Пожар сразу после падения Су-34 в Ейске

23 октября 2022 года на Иркутск снова рухнул самолет. И опять в главных ролях истребитель — Су-30, который совершал испытательный полет. По счастливой случайности в деревянном доме, на который он приземлился, никого не было. 

Горят деревянные дома после падения Су-30

 

Слова очевидицы:

Сначала небо было чистое, потом послышался гул. Так как мы живем во Втором Иркутске, часто слышим истребители и их узнаем. Я посмотрела в окно и увидела, что самолет взмывал вверх и резко пошел вниз. Я живу на первом этаже, не было особо видно, упал ли он точно. Вдруг через несколько секунд после он взмыл вверх под углом, полетел в сторону, опять вспыхнул и пошел черный дым. Как такового взрыва не услышала. Я давно живу во Втором Иркутске, помню катастрофу с «Русланом» и мне часто снились навязчивые сны, в которых падает самолет и идет черный дым. Сегодня страшный сон стал реальностью.

 

Жизнь под крылом самолета

Города разрастаются, вплотную подбираясь к аэропортам, военные и гражданские самолеты взлетают в сторону жилых домов, и с этим ничего не поделать. 

Перенос аэродрома — дорогостоящий и длительный процесс. Власти Иркутска постоянно говорят об открытии нового аэропорта — в 2022 году Минобороны одобрило для этой цели площадку у деревни Позднякова. Строительство должно начаться не раньше 2030 года и потребует больших денежных вливаний (от 50 млрд рублей).

При этом о переносе аэродрома авиазавода речи не идет, хотя именно с ним связаны авиакатастрофы «Руслана» и Су-34, а также трагедия 2013 года (падение самолета в Батарейной). Власти больше интересует вечно откладывающийся серийный выпуск МС-21, чем обеспечение безопасности граждан. 

На западе расположение аэропорта посреди жилых застроек — нормальное явление. Чем дальше он находится от города, тем менее рентабельным становится. Например, аэропорт «Мирабель» в Канаде построили в 40 километрах от Монреаля. Из-за неудачного местонахождения аэровокзал так и не стал популярным среди путешественников, и его пришлось закрыть в 2002 году.

Неизвестно, удастся ли Иркутску с помощью переноса аэропорта избавиться от прозвища «Город падающих самолетов». Время покажет. 

Популярные материалы