О храме, который помнит Волконских и Трубецких
В Иркутске к превосходной степени «красивейший» можно отнести разные православные храмы.
Разные стили, разные периоды, разная история. Древность Спаса, сибирское барокко Церкви Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня – Крестовоздвиженки, «Белый» храм – Князе-Владимирский, неовизантийская Казанская – Богородице-Иркутская церковь во имя Казанской иконы Божией Матери, классический собор Богоявления Господня. И это не закрытый список.
Что касается меня, то уже много лет я обязательно веду иногородних гостей в декабристский квартал в Спасо-Преображенскую церковь. В архитектурном отношении она скромна – провинциальное барокко с элементами классики. Но соотношение облика, места, историчности делает ее в глазах многих одной из важнейших иркутских «точек силы».
Заложена она была близ моста через реку Ушаковку для жителей заречной Рабочедомской слободы в 1795 году. Через три года был освящен первый придел.
Все началась с того, что иркутские купцы Стефан Игнатьев и Иван Сухих пожертвовали 6 и 3 тысячи рублей и подали прошение о создании церкви Высокопреосвященнейшему Вениамину (Багрянскому), епископу Иркутскому и Нерчинскому, который в свою очередь обратился к иркутскому губернатору Иллариону Тимофеевичу Нагелю и отправил прошение в Святейший Синод о получении разрешения на создание прихода. Ответ был получен незамедлительно, и в том же году было отведено место под постройку.
К 1811 году строительство полностью закончилось, а 6 августа главный храм освятили. Автором проекта был, предположительно, иркутский городской архитектор Антон Лосев. Рядом с храмом находилась церковно-приходская школа, открытая на средства иркутского купца первой гильдии Николая Львовича Родионова. Он пожертвовал на создание школы 20 тысяч рублей серебром. На другой стороне улицы располагался Cиропитательный дом для девочек Елизаветы Михайловны Медведниковой, воспитанницы которого также являлись прихожанками этой церкви.
В 1848-1849 годах, опять же благодаря меценату – почетному гражданину Иркутска, статскому советнику Ефимию Кузнецову, вокруг Спасо-Преображенской церкви возвели каменную ограду с чугунными решетками, а деревянную крышу заменили на металлическую.
В ее приходе жил с семьей декабрист Сергей Волконский. Дочь князя Волконского Елена венчалась в Преображенской церкви: Нелли, как ее называли в семье, вышла здесь замуж за иркутского чиновника Дмитрия Молчанова. В той же церкви проходило и венчание дочери декабриста Михаила Кюхельбекера. Здесь отпевали декабристов Петра Муханова, известного писателя, и Николая Панова. В воспринимаемой почти как домашняя церковь Волконских Преображенке бывали Трубецкие, храм часто посещал живший рядом генерал-губернатор Сибири Михаил Михайлович Сперанский.
4 сентября 1940 года Спасо-Преображенская церковь была закрыта. Храм лишился двух боковых пристроек, примыкавших слева и справа к паперти – ризницы и сторожки. В советское время в здании храма располагались архив и книгохранилище.
А весной 1989 года мы, университетские рабфаковцы, выгружали из Преображенки книги книгохранилища ИГУ, который освобождал церковное здание, возвращающееся в епархию.
В действующей церкви теперь уникальный иконостас из сибирских самоцветов – нефрита и офикальцита. Это настоящее произведение искусства, которое органически вписывается в рисунок оформления храма мастеров XVIII века.