История иркутского телеком-феномена и воспоминания сотрудников
Иркутский «Байкалвестком» стал уникальным примером регионального оператора, который долгое время успешно противостоял федеральным гигантам. Для иркутян БВК был больше, чем просто оператор – он символизировал самостоятельность региона и уровень сервиса, к которому стоило стремиться.
Хотя мобильная связь в России появилась в 1991 году, до Приангарья новая технология дошла только через три года. Тогда, в 1994 году, на заре отечественной сотовой связи, в Иркутске появилась компания, ставшая легендой сибирского телекома. Изначально «Байкалвестком» был детищем частно-государственного партнерства инвесторов с областными властями, которые хотели обеспечить качественную связь на обширной территории с непростым рельефом и суровым климатом.
Начав с работы в стандарте AMPS, «Байкалвестком» непрерывно совершенствовал свои технологии. В 1998 году компания перешла на сеть GSM, став одним из первых провайдеров цифровой связи в регионе.
Уникальность подхода БВК заключалась в том, что базовые станции строились в местах реального проживания и работы людей. Сейчас это звучит как нечто очевидное, а в те времена остальные операторы ставили станции просто вдоль магистралей, оставляя без связи деревни и села.
Благодаря строительству станций по всему региону, к середине нулевых БВК охватывала связью не только крупные города, но и удаленные поселки Иркутской области.
В 2008 году БВК первой в регионе внедрила сеть 3G, открыв абонентам доступ к мобильному интернету. Опять же, помогла косность конкурентов: пока «Байкалвестком» монтировал в Иркутске первые вышки третьего поколения, другие операторы были уверены, что предыдущая технология еще себя не исчерпала и не спешили переходить на новую.
Независимость от чужих суждений и мнения федерального центра была главным преимуществом БВК. Все стратегические и операционные решения принимались непосредственно в Иркутске с учетом особенностей региона.
Компания разрабатывала уникальные тарифы, адаптированные под потребности разных групп пользователей. Среди них специальные тарифы для звонков с мобильного на городской номер и оригинальный «Федеральный» с нестандартной схемой тарификации. Был даже тариф «для местных», для пользователей которого входящие из Иркутской области были бесплатны.
Контакт-центр Байкалвестком за работой, 2008 год
В отличие от федеральных операторов БВК мог быстро реагировать на изменения рынка и запросы абонентов. Изменение тарифов или запуск новых услуг занимали считанные дни, а не растягивались на месяцы. Компания славилась качественным сервисом: в call-центре работали местные специалисты, хорошо знающие географию региона и особенности работы сети. Офисы «Байкалвесткома» действовали даже в небольших поселках, обеспечивая жителей связью и создавая рабочие места.
Компания активно участвовала в жизни региона: спонсировала культурные и спортивные мероприятия, поддерживала образовательные и благотворительные проекты. В БВК сложилась особая атмосфера, где каждый сотрудник чувствовал себя частью большой семьи. Компания активно инвестировала в обучение персонала, проводила корпоративные мероприятия. Многие сотрудники работали в БВК с момента основания компании.
Немного ностальгии
10 сентября 2010 года «Байкалвестком» с размахом отметил 15-летие своей деятельности. К этому моменту оператор обслуживал уже более 2 миллионов абонентов.
Однако у всего есть конец. В апреле 2011 года «Сибирьтелеком», единственный акционер «Байкалвесткома», прекратил существование через присоединение к «Ростелекому» – знаменитый иркутский сотовый оператор стал одним из семи дочерних предприятий федеральной компании. А уже в 2014 году «Ростелеком» начал процесс интеграции мобильных активов с «Tele2 Россия» в совместное предприятие, где именно Tele2 играла первую скрипку.
И год спустя «Байкалвестком» перешел в состав нового холдинга. Несмотря на обещания сохранить лучшие практики БВК, федеральный гигант начал постепенно переваривать компанию. Местная специфика работы была утрачена, а компания стала просто частью федеральной структуры.
Спустя три года директор ЗАО «Байкалвестком» Владимир Шаповалов поделился своими воспоминаниями о работе компании: «Мы были успешны, пока были независимы. И когда управление стало внешним, мы вышли из игры… Сегодняшний рынок сотовой связи работает по федеральной модели, которую мы не можем принять, поскольку успели узнать, что это такое – свободное управление».
Сегодня, спустя годы после исчезновения бренда БВК, иркутяне с теплотой вспоминают «своего» оператора. Многие инновации компании, такие как специальные тарифы для различных групп пользователей и акцент на качество связи в небольших населенных пунктах, были позже переняты другими операторами.
А в 2022 году в иркутяне увидели рекламу компании «БВК новый», предоставляющей услуги интернета, телефонии и видеонаблюдения. Но это уже совсем другая история, которая не имеет ничего общего со старым «Байкалвесткомом». Кроме имени.