Борьба народа с церковью — кто кого?
Представители Русской Православной церкви уверены, что каждый новый храм в городе люди должны встречать криками восторга. Но увы, так случается далеко не всегда. Сегодня расскажем об очередном противостоянии церкви и народа — строительстве храма в иркутском микрорайоне Приморский.
О возведении нового храма имени Александра Невского в микрорайоне Приморский и выделении земли под строительство писала Комсомольская правда еще в 2012 году. Здание старого прихода давно требовало ремонта, да и его размеры не позволяли священнослужителям разместиться с комфортом.
Новость не вызвала особой реакции среди горожан. Денег на возведение требовалось много (1 млрд рублей), конкретное место для стройки администрация не указала, поэтому местные жители не восприняли всерьез намерения РПЦ.
А зря.
Священнослужители уже выбрали кусочек земли под новый храм. Участок между улицами Безбокова, Захарова и Гидростроителей, заросший деревьями, с видом на гладь Иркутского водохранилища показался РПЦ отличным местом. Жители Приморского с этим не согласились. И началась битва за рощу.
Участок, который стал причиной конфликтов
Летом 2016 года в роще появилась техника. Рабочие успели срубить несколько деревьев и начать бурить ямы под строительные изыскания. В мае Горзеленхоз высадил здесь 100 саженцев березы. Не успели деревца зазеленеть, как администрация города их убрала, чтобы они не попали под колеса самосвалов.
На защиту рощи встали местные жители. Их было немного, но они решительно воспротивились зачистке зеленой зоны. Возраст деревьев на этом участке превышает 60 лет. Их сажали строители иркутской ГЭС со своими детьми. Именно потомки гидроэнергетиков составили костяк инициативной группы.
Проблема объединила людей — они создали петицию на Change.org, собрали по району 600 подписей против строительства и обратились за помощью в СМИ.
Шумиха кончилась тем, что мэр Иркутска Дмитрий Бердников торжественно пообещал, что храма в парковой зоне Приморского не будет. На этом все и успокоилось.
5 лет сторонники храма копили силы для противостояния. В августе 2021 года посредине рощи неожиданно вырос забор с красноречивым плакатом:
Также на сайте старой церкви Александра Невского появился проект, который поверг в шок видавших виды жителей Приморского. Кроме самого здания храма (высотой 18 этажей) в роще предполагалось строительство колокольни, воскресной школы, библиотеки на 4 тысячи томов, гостевых келий.
Первоначальный проект храма Александра Невского
В день появления забора активисты создали в Вайбере чат инициативной группы и начали разрабатывать план противостояния. Договорились встретиться по-соседски на поляне в роще и пообщаться.
Когда жители пришли на место встречи, их уже поджидала полиция, Антон Медко (председатель комитета по управлению Свердловским округом), отец Марк, представители КУМИ, посторонние люди из других районов города, а также актеры театра Народной драмы, который курирует депутат Михаил Корнев.
Активистов начали прессовать. Их убеждали в необходимости храма, уверяли, что он не будет мешать спокойной жизни спального района. Но склонить местных жителей на свою сторону оказалось сложнее, чем думали сторонники церкви.
Противники строительства выдвигали следующие аргументы. Район Приморского и управления ГЭС — спальный. Он застроен малоэтажными домами. Огромный храм не впишется в городской ландшафт, будет загораживать солнечный свет, а звон колоколов с огромной колокольни помешает отдыху. При строительстве исчезнет огромная зеленая зона — естественная преграда выхлопным газам. Даже если предположить, что после возведения храма РПЦ высадит новые деревья, пройдет еще минимум 50 лет, прежде чем они превратятся в «зеленый щит». На фото проекта видно, как мало останется насаждений. Практически весь участок планируется залить бетоном.
Сторонники строительства возражали. Они говорили, что если рощу не отдать под храм, вместо него построят многоэтажку, торговый центр или ресторан. Священнослужители обещали заняться духовно-патриотическим воспитанием молодежи, следить за порядком в роще, проводить с детьми уроки творчества и пения на базе воскресной школы. Новая церковь должна была стать центром объединения граждан.
Эти доводы местных не убедили. Активисты написали четыре жалобы в прокуратуру. Ни на одно из обращений внятного ответа не получили. Собрали 400 подписей с жителей Приморского, Захарова, Безбокова. Активисты писали иски в суд, за свои деньги нанимали юристов и не теряли надежду, что власть их услышит. Они проникли на заседание «Городских проектов», чтобы достучаться до Варламова. Жителей внимательно выслушали, но помочь не смогли.
Конечно, власти не могли оставить обращения граждан без внимания. Инициативную группу в составе пяти человек пригласили на встречу с мэром (на которую он не пришел). Активистам пришлось довольствоваться беседой с заместителем мэра Дмитрием Ружниковым. На встрече присутствовал Антон Медко, Михаил Корнев, автор проекта храма Андрей Красильников и несколько прихожан из старого храма.
Встреча плодов не принесла. Два часа активистов убеждали в том, что они должны радоваться сносу деревьев и возведению религиозного сооружения. К компромиссу прийти не удалось.
Пока одна часть инициативной группы пыталась наладить диалог с администрацией, другая пробовала достучаться до общества с помощью инсталляций. На деревьях в роще появились таблички с именами гидростроителей.
Все больше СМИ стали выпускать статьи, в которых выражали сочувствие жителям. Инициативная группа выходила в одиночные пикеты, участвовала в комментировании постов в соцсетях.
В октябре по поляне прошел крестный ход — представители РПЦ и прихожане освятили территорию будущего храма. В ответ на это активисты разбили перед забором палаточный лагерь в знак протеста против строительства. Представители власти и охранники правопорядка постоянно подходили к людям, расспрашивали, уговаривали убрать палатки. Сразу несколько СМИ выпустили репортажи про протестующих.
В итоге администрация назначила инициативной группе срочную встречу в тот же день. У представителей храма спросили, согласны ли они перенести место строительства. Отец Марк ответил утвердительно.
Следующая встреча прошла на ставшей уже знаменитой поляне в роще. Присутствовал главный архитектор Иркутска Антон Жуков, отец Марк, уполномоченный по правам человека Светлана Семенова, заместитель мэра Андрей Южаков, замгубернатора Андрей Бунев. Для переноса строительства выбрали участок на противоположной стороне дороги.
Потом активистов приглашали на встречи с Буневым, Жуковым, показывали планы переноса, обещали прислушаться к мнению жителей Приморского. Затем все затихло.
Когда инициативная группа напомнила властям о себе, те неожиданно переобулись и сказали: «Как суд решит». Но все судебные процессы активисты проиграли. Закон оказался на стороне власти и РПЦ — местным жителям не удалось доказать незаконность выдачи разрешений на строительство.
В апреле мэр Иркутска Болотов сообщил в своем телеграм-канале, что храм все-таки будет построен на месте рощи. Но администрация уговорила церковнослужителей пойти на уступки. Общая площадь застройки сократится с 2310 до 622 кв.м., площадь озеленения прилегающей территории вырастет с 23 до 61%, а на земельном участке церкви — с 1164 до 4348 кв. м.
Также силами компании En+ Group будет благоустроен старый сквер Гидростроителей на улице Безбокова (в 200 метрах от будущего храма). А с другой стороны от спорного участка в 2023 году (около дома №35) планируется благоустройство в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды». Предложено установить хоккейный корт с трибунами, памп-трек, детскую площадку, огородить территорию для дрессировки собак и занятий воркаутом, сделать современные зоны отдыха.
С одной стороны, вроде все красиво и для людей, с другой — власть в очередной раз сделала то, что выгодно ей, не учитывая мнение местных жителей.
Точку в «церковном» деле ставить рано. Но нам кажется, что самое время вспомнить строки из Библии: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Надеемся, храмоборцы вспомнят о заветах Христа, перестанут раскачивать лодку и оставят зеленую зону в покое.