С чего начиналась иркутская мода
Костюмчик от Chanel , платье Mugler, сумка Gucci, кроссовки Balenciaga – список желаний современной модницы выглядит примерно так. Пару веков назад о таких брендах ни мир, ни Иркутск не слышал, но это не значит, что все ходили в лаптях и фуфайке. Многие сибирские красотки могли бы дать фору в плане стиля современным барышням.
Так в чем же выходили в свет иркутянки? Давайте посмотрим.
В XVIII - начале XIX века добраться до Иркутска было делом хлопотным. Ехать можно было больше месяца. Поэтому и мода доходила до сибирских мест с заметным опозданием. Бесспорно, внешний вид – это уважение к окружающим. А наш край быстро учит уважать мороз, поэтому долгое время стиль нарядов оставался сугубо практичным, без этих ваших страз Сваровски.
Вестниками новых веяний в одежде были в основном семьи губернаторов и прочих крупных чиновников из столицы, которых стали отправлять в Сибирь после Екатерининских реформ. Женщин неблагородных сословий больше заботил вопрос выживания (да, жизнь не сказка была), а не нарядов, поэтому их гардероб оставался аутентично-крестьянским.
Иркутская крестьянка XIX века. Обратите внимание на необычный покрой верхней юбки
Платья для знатных особ шили закрытые и глухие, по немецким, венгерским и прусским лекалам. Отличия были разве что в фасоне рукавов. Изготовлением сложных нарядов вручную занимались «модистки», и на пошив одного костюма уходило много времени и денег. Но разве может что-то остановить местных красоток? Добавляя в привычный дворянский костюм элементы национальной одежды, одеяний жителей Востока, иркутские модницы создавали собственный стиль. Китайские шелковые юбки, японские блузы, кимоно, шали и, конечно же, мех (без песца в моде никак). Так что шубка на зиму из местной пушистой живности была обязательным атрибутом.
Кстати, выйти в одном платье на улицу даже летом считалось неприличным. Иркутянки, помимо платка на голову, надевали еще легкую шелковую накидку: собралась на променад – изволь и тальму.
Вечернее платье середины 19 века
Помимо различий в одежде, между столицей и Сибирью существовала и культурная разница. В Петербурге, например, считалось немыслимым для дамы прийти на бал без перчаток. Иркутянки же, гостя в столице, спокойно могли прибыть на светское мероприятие без этого элемента гардероба и добавить эпатажности, щелкая орешки во время беседы.
Реконструкция. Светский вечер в Иркутске 19 века
Были у местных модниц и другие фишки. По некоторым сведениям, особо изысканные дамы любили щеголять на балах в украшениях, сделанных из кандального железа ссыльных декабристов.
Кольцо из кандалов супруга – очень романтично
С приездом ссыльных, а точнее их жен, до Иркутска все быстрее доходили современные веяния и с середины XIX века стиль одежды в Сибири уже мало чем отличался от столичного или европейского.
Открытые плечи у платья – постепенно одежда становится менее пуританской
Красота всегда требовала жертв. Страдали за яркие наряды и наши пра-пра-прабабушки. Прически, с которыми приходилось спать сидя, юбки, настолько большие, что дамы протискивались в двери боком. А как вам нижнее белье весом в 2,5 кг? Женщина сперва надевала панталоны, затем нижнюю рубашку, а сверху лифчик или корсет. Наверняка и мужчины в то время были намного терпеливее, ведь все это разнообразие надо было с девушек еще и снимать.
Найти одежду по фигуре бывает сложно даже в современном торговом центре, что говорить о временах столетней давности. Первый специализированный магазин по продаже готового платья открылся только в 1950 году. А до этого наряды шили модистки. Причем они отшивали, как сейчас принято говорить, целый «лук» – кроме платья модницы прошлого получали полный комплект сопутствующих аксессуаров: муфту, накидку, сумочку, шляпку. Модистки в Иркутске были редкостью. Например, в 1867 году их было всего три на весь город. Одна из самых популярных иркутских модисток – Татьяна Ивановна Буянова.
Татьяна Ивановна в модной шляпке с пером
С 60-х годов позапрошлого века мода начала меняться еще стремительнее и отставания от мировых веяний в Иркутске уже практически не ощущалось. Стиль ампир, гладкие прически с узелком на затылке, а затем и шлейфы с пышными рукавами. Постепенно шляпки вытесняли платки, стали распространятся муфты, сумочки, зонтики.
К началу ХХ века одежда становилась все более функциональной, платья и юбки теряли длину, в женском гардеробе появлялись элементы мужского костюма, изобретались и новые виды тканей. Разница в нарядах между сословиями стиралась, а в начале 20 века и вовсе определялась лишь денежным вопросом. Впрочем, как и сейчас.