Как менялось монументальное искусство в столице Приангарья
Преобразить старый панельный или кирпичный дом, оживить городскую среду и подарить городу новые достопримечательности способно монументальное искусство. В Иркутске хватает и старых советских мозаичных панно, и новых муралов. С чего началась уличная арт-история в столице Иркутской области и какой смысл вложили создатели в свои творения?
Советским гражданам муралы были хорошо знакомы. Правда, в те времена их называли «мозаичными панно». Они до сих пор сохранились на многих домах в Иркутске. Космонавты, агрономы, строители, зовущие к светлому будущему – тематика «муралов» СССР была сугубо идеологической, зато неплохо украшала однотипные «хрущевки» и «сталинки». Конечно, не все, а только те, которые располагались на главных улицах и объектах города.
Вот, например, панно «Интернационал» из кусочков метлахской плитки на углу Пролетарской и Карла Маркса. Его подарила городу Ленинградская академия художеств ко дню празднования Великой Октябрьской революции в 1967 году. В те времена власти города и иркутяне очень гордились «Интернационалом», но современных гостей столицы Приангарья, судя по отзывам, пугают открытые рты людей, изображенных на стене.
Художники делают макет «Интернационала» из картона
Еще в Иркутске была своя уникальная техника берестяных панно, увы, безвозвратно утерянная. Монументальные работы иркутянина Евгения Ушакова украшали гостиницы «Интурист» и «Ангара», Дом быта на Урицкого, иркутский аэровокзал и второй этаж кинотеатра «Баргузин». Но потом мозаику убрали, как «не соответствующую времени».
А ведь красиво было…
Еще одно необычное панно находится на фасаде Сибирского колледжа транспорта и строительства на Лермонтова, 80. Это целая история из двух частей. На первой стене изображены молодые архитекторы, которые проектируют здания, а на второй – строители, воплощающие архитектурные замыслы в жизнь.
Во времена СССР архитекторы и строители считались почетными профессиями
Несмотря на то, что многие советские мозаичные панно стали городскими «визитными карточками», они потихоньку уходят в прошлое, уступая место современным муралам – ярким, дерзким и не всегда идеологически выдержанным.
Проект «Голос улиц» с 2020 года «раскрашивает» старые дома в Иркутске. За три года здесь появилось уже 26 муралов, и похоже, организаторы не собираются на этом останавливаться.
Создательницы мурала – Анастасия Белоусова и Елена Носова из Иркутска, рассказали, что тему космоса выбрали не случайно. Дом находится по соседству с улицей Терешковой. В процессе разработки эскиза у девушек было много вариантов. В одной из версий бумажный самолетик, как символ детства и связи с домом был бумажным корабликом.
Художник Дмитрий Ламонов воплотил на фасаде дома свой фирменный визуальный стиль. Получился необычный узор, сочетающий каллиграфию и пиксельную графику. По словам Дмитрия, при подготовке эскиза он вдохновлялся традиционными русскими орнаментами.
Художники Сергей и Дарья Пневы и Михаил Бородачев расписали фасад Дома ветеранов. В этой работе они хотели выразить благодарность ветеранам с помощью визуальных образов. Красные цветы – символ победы. Птицы символизируют свободу и добрую весть. Дети – будущее поколение. Они рисуют новый мир, и от их прикосновения он оживает.
Мурал «В пути домой» (Бульвар Рябикова, 12б)
Художница Гетке Александра рассказала о идее своего мурала. «Я хотела изобразить путешественницу , странствующую и желающую найти свой дом. Место, в которое хочется возвращаться снова и снова, нужно каждому. Отчасти я пыталась передать свои размышления и переживания по этому поводу и отразить их в работе. По сути, на фасаде изображена именно я!», – говорит Александра.
Художник Евгений Мулук рассказал, что творчество дает ему возможность путешествовать, открывать для себя новые места, знакомиться с людьми. Перед разработкой эскиза он изучил фотографии фасада и его окружения, так как любит вписывать историю в пространство.
«Всегда стараюсь с уважением относиться к жителям, ведь я нарисую и уеду, а люди продолжат там жить. Поэтому проанализировав фотоматериалы, пришел к выводу, что району не хватает ярких красок, определенной изюминки. Родилась идея создать абстрактную композицию «Флора и фауна», – говорит Евгений, – Смысл рисунка – композиция, как нечто общее, состоящее из множества уникальных частей, постоянно движущихся и изменчивых как само течение городской жизни, ее ритм. Такая картинка дарит пейзажу энергию, яркость и ассоциативность».
Пока Евгений работал над муралом, самая инициативная бабушка дома пришла к нему познакомиться. Она так впечатлилась посылом рисунка, что все последующие дни ходила вокруг и рассказывала прохожим о том, что Евгений старается вложить в свое творчество. В конце каждого рабочего дня она угощала художника конфетами.
Чтобы увидеть все раскрашенные дома в Иркутске, одного дня точно не хватит. Но авторы проекта «Голос улиц» разработали стрит-арт маршрут, следуя по которому можно посетить 16 муралов за 2-3 часа.