Что должен делать школьный учитель?
Ответ кажется очевидным – учить детей. То есть вести свой предмет и передавать знания. На этом все. Как бы не так. Нужно проводить внеклассные мероприятия, воспитательную работу по разным направлениям, курировать отличников, мотивировать троечников, готовить олимпиадников… А еще классное руководство, родительские собрания, проверка тетрадей, аттестация. И где-то там, в конце списка – подготовка к занятию и проведение урока.
За минувший месяц дополнительных активностей прибавилось. Именно школьных учителей обязали объяснять подрастающему поколению ситуацию в стране и мире. В общем, как правильно Родину любить. Понятно, что возросшее давление вызвало ответную реакцию. В интернете тут же появилась петиция «Дайте учителю учить!». И её, только представьте, уже подписали свыше 37 000 человек. Люди требуют избавить педагогов от дополнительной, а точнее лишней нагрузки.
Но так ли всё плохо? А вдруг в школах Иркутской области работается заметно легче, чем в других регионах России. Конечно, можно было бы обратиться к гадалке, но мы поступили более традиционно — обратились к самим учителям. Они то уж точно знают, насколько тяжело сегодня оставаться в профессии.
Елена Юрьевна, учитель ИЗО, г. Усолье-Сибирское.
Учитель всегда должен всё «ещё вчера» и всегда виноват, если не сделал. В моей практике, да, по воспитательной работе много прилетает всяких мероприятий вне плана. Пожарная безопасность после свежих пожарищ. Профилактика суицидов после какого-нибудь громкого случая. Но это все можно понять. А вот когда в заранее согласованные планы сверху накидывают дополнительных активностей – это уже за гранью. Например, есть в плане месячник патриотического воспитания в феврале, будь готов – обязательно что-то придумают сверх этого. Конечно, хотелось бы вести уроки спокойно. Без этой имитации бурной деятельности с фотоотчетами. Мои коллеги из школы сейчас пашут, света белого не видя, даже поговорить некогда.
Ирина Викторовна, учитель физики, г. Иркутск.
У меня предмет довольно узкий – дополнительных активностей по нему проходит не очень много. В основном я сталкиваюсь с ними как классный руководитель. И, в общем-то, не вижу ничего плохого в том, что именно мне нужно проводить с детьми беседы о ситуации в стране. В конце концов, это задача школы – объяснять. А разводить панику и писать петиции начинают те, кто не хочет заниматься чем-то, кроме своего предмета. Тогда они начинают спрашивать – по какому праву их заставляют делать то или это, где у них в трудовом договоре прописаны их обязанности. А потом, когда приходит пора аккредитации – начинают бегать и за все хвататься, лишь бы необходимые баллы набрать. Так что сейчас нужно не подписи собирать, а работать как следует.
Андрей Владимирович, учитель обществознания, г. Иркутск.
Сейчас в образовании сложилась парадоксальная ситуация. В профильных комитетах и в министерстве в основном работают те, кто никогда не преподавал в школе. И они живут в своем мире цифр, отчетов и графиков. Этот мир с реальностью пересекается далеко не всегда. Есть конечно государственные задачи, как, например, объяснить ученикам суть конфликта на Украине, но в основном это мероприятия, не имеющие отношения ни к обучению ребенка, ни к его воспитанию. Когда основой оценки труда педагога становятся не знания его учеников, а цифры в отчетах, то о какой мотивации может идти речь? Зачем мне напрягаться, готовиться к урокам, стараться интересно преподнести материал, когда можно велеть классу читать учебник, а самому рисовать плюсики в очередной таблице?
Ещё одна недавняя придумка — учителей планируют обязать мониторить соцсети школьников. Вот это точно с моей работой никак не связано. Я учитель. Не сторож, не надзиратель – учитель! В школе сейчас нужно максимально отходить от формализма, а не разводить дополнительную бюрократию.
Арсений Николаевич, учитель истории, г. Саянск.
Да, такая проблема есть. Внеклассных занятий очень много. Само их количество не пугает – чтобы выстроить эффективную работу с учениками, нужно заниматься не только собственным предметом. Напрягает в основном непредсказуемость. Я могу завтра прийти на работу и узнать, что мне уже нужно отчитаться за проведенные занятия по морально-нравственному воспитанию. Хотя задачу такую еще не поставили. Но письмо такое пришло, датированное задним числом. К тому же некоторые мероприятия, которые от нас требуют из Иркутска, не актуальны у нас, в маленьком городе. Например, нужно отчитаться, как мы всем классом поддерживали наших спортсменов на Олимпиаде. Я только за. Но где мы, и где Олимпиада? Получается бессмысленная работа: отчеты ради отчетов.
Александра Викторовна, учитель истории, г. Иркутск.
К такому нас в институте не готовили. Я не только учитель предметник, я для своего класса мама, папа, воспитатель и массовик-затейник. Самое сложное, конечно, – общение с родителями. В это время – особенно. Не все родители согласны с тем, как мы должны подавать ситуацию детям. Но ничего, объясняем – находим точки соприкосновения. Гораздо сложнее, когда приходят родители, которые с порога начинают тебя поучать. У них уже есть свое «правильное» мнение, а учитель для них – пустое место. Вот с этим действительно невозможно работать. А внеклассные мероприятия – это часть профессии.