Невнятные каракули или произведение искусства?

Невнятные каракули или произведение искусства?

Иркутская история борьбы с теггингом

Ежегодно власти Иркутска тратят на борьбу с теггингом от 2 миллионов рублей. Помните непонятные черные (чаще всего) надписи на домах, остановках и детских площадках? Это именно он — теггинг.

Кто-то считает теггинг каракулями, а для других это искусство

Теггинг — быстрое граффити, подпись автора. Делается специальными маркерами, реже баллончиками. Человек, оставляющий надпись (тег), называется райдером. Но представители муниципальной власти считают теггинг актом вандализма, который портит внешний вид городов. 

Поговорили с райдерами и узнали, есть ли скрытый смысл в их посланиях. Как думаете, смогут ли чиновники и уличные художники жить в мире и согласии?

Стереть нельзя оставить

Для администрации города теггинг — сущее наказание. Ежедневно властям поступают заявления об испорченных «каракулями» остановках и домах. Некоторые надписи отмыть невозможно. Приходится закрашивать. Поэтому мало кто из управленцев пытается вникнуть в культуру уличных «псевдонимщиков» — нарушителей хватают и штрафуют за вандализм. 

Райдеры с чиновниками не согласны. 

— Я не считаю, что теггинг портит город. Все зависит от места, на котором рисовать. Иногда красивая подпись может замаскировать старую облезлую стену или украсить ободранный забор. 

Причем тег тегу рознь. Подпись профессионала видно сразу — она органично вписывается в пейзаж, выглядит красиво и выполнена определенным стилем. Но большинство тегов на улицах выполняют «чикари» (новички). Конечно, в таких надписях никакой художественной ценности нет. — рассказал райдер Mart.

Здесь рисунок немного оживил унылый пейзаж

«Любимой девушки я имя написал»

В Иркутске райдеры облюбовали остановки и информационные панели. Например, стенды на «Зеленой линии» оттирают от надписей чуть ли не каждый месяц. Причем художники настолько увлекаются, что прочитать текст про историю города становится невозможно.

Но бывалые «спецы» по теггингу уверяют — где попало они не рисуют. 

— Существует ряд правил, которым строго следуют опытные художники. Например, нельзя перекрывать своим тегом чужой, запрещено рисовать на граффити и памятниках. Если видишь чистое новое здание — не порти его рисунком. Идеальные места для тегов — «заброшки», старые заборы и трансформаторные будки. рассказал райдер, пожелавший остаться анонимным.

«Жирные стены» и уличное искусство как борьба с иероглифами

Бороться с вандалами можно разными методами, и штрафы — лишь один из них. Например, в Иркутске около колледжа имени Шопена строительный забор защитили двухкомпонентной лаковой композицией на основе силоксанов на органическом растворителе. Проще говоря, сделали поверхность скользкой — на ней не порисуешь. 

— На месте властей я бы выделил райдерам отдельную площадку, на которой они могли бы тренировать навыки теггинга. Если ты познал искусство теггинга, остановиться невозможно — никакие штрафы и осуждение не остановят художников. Поэтому единственный, на мой взгляд, вариант — диалог теггеров и администраций. — райдер Mart.

Есть еще один способ решить все мирным путем — развивать стрит-арт. Как мы уже поняли, на граффити райдеры не рисуют. Поэтому если города будут покрыты художественно выполненными граффити, улицы постепенно очистятся от «псевдонимов». 

Позитивная крыша входа Иркутского городского молодежного центра на улице Марата, 31

В Иркутске граффитисты активно сотрудничают с администрацией. В городе появились раскрашенные трамваи и троллейбусы, автобусные остановки с оригинальными панно. Есть стена свободного творчества на Академической (Дом Кино). Не остаются в стороне и спонсоры. Например, при содействии En+ Group художники расписали раздевалки хоккейных клубов, а в октябре граффитисты будут украшать трансформаторные будки.

Креативная раздевалка в японском стиле

Многие райдеры стремятся стать настоящими художниками, и предоставление им возможностей для легального рисования может свести на нет хулиганские надписи. 

Популярные материалы