Павел Никифоров: Таких берут в космонавты

Павел Никифоров: Таких берут в космонавты

О том, как иркутские школьники побывали на Летней космической школе в Москве

В Иркутском планетарии в течение года прошло более 2 000 лекций-экскурсий по звездному небу нашего города. В Школе физики с февраля по апрель научные сотрудники Института Солнечно-Земной физики СО РАН и Института прикладной физики ИГУ рассказывали школьникам о свой работе на ведущих научных установках региона. А в конце июля ребят встретила Летняя Космическая Школа в Москве в Институте Космических Исследований.

Этот проект организует Роскосмос и АНО «Радиант» – школьники из Иркутской области обучаются в школе третий год подряд. В 2023 году делегация получилась самая многочисленная – шесть человек. Программа школы состоит из девяти дней занятий, лекций, практических заданий, а также экскурсий по ведущим производственным и научным площадкам страны и симуляции космических миссий.

Слева направо – Варвара Поневежская (выпускница физико-математической школы г. Новосибирск); Екатерина Алферова (ученица Мамоновской школы); Павел Геннадьевич Никифоров (директор Иркутского Планетария); Марк Загайнов (сотрудник пресс-службы Планетария, ученик школы №53 г. Иркутска); Слепцов Федор (ученик лицея №3 г. Иркутска), Ленц Алексей (ученик Мамоновской школы).

 

Из лекционной программы очень хочется выделить два выступления. Первое – лекция научного куратора Политехнического музея, доктора физико-математических наук Алексея Семихатова. Он поставил перед собой невыполнимую задачу – объяснить слушателям подходы к пониманию гравитации (современная теория гравитации – это Общая теория Относительности Альберта Эйнштейна). После лекции ребята рассказали о поразительном ощущении невероятной красоты и сложности современной науки.

Второе – лекция любителя астрономии Тимура Крячко. Он на своем опыте показал, как многим может заниматься современный любитель астрономии, но особенно вдохновляет возможность найти образцы удивительных камней с неба – метеоритов – в буквальном смысле у нас под ногами!

Далее все пошли работать по секциям: Катя Алферова на Астрофизику высоких энергий, Алексей Ленц на Орбитальную механику и баллистику, Марк Загайнов на Научную журналистику, Федор Слепцов на Астрофизику и общую астрономию, Варвара Поневежская на секцию Космических станций и стартовых комплексов. Моя специализация осталась неизменной – Дистанционное зондирование Земли.

Дистанционное зондирование Земли – современный инструмент для всех, кто любит природу нашего региона и желает ее сохранить. Например, Иркутскую область снимали из космоса на протяжении 20 лет с шагом в 3-5 дней и разрешением в несколько метров в различных диапазонах длин волн. Снимки позволяют грамотно выполнить научно-исследовательские работы, которые послужат для ребят стартом в профессию. И больше не будет казаться абстрактным лозунг о том, что многое сейчас связано с космосом: каждый увидит результат в своей жизни.

Все ребята сказали, что на секциях было сложно, но интересно. Они собираются приложить все силы и разобраться во вдохновляющих их темах. 

Один день из программы Летней Космической Школы мы прогуляли, но по уважительной причине. Нас пригласили посетить город науки Дубну и площадку лаборатории физики высоких энергий (ЛФВЭ). Именно там располагается круглое, увенчанное башенкой здание, которое вы видите на логотипе Объединенного Института Ядерных Исследований (ОИЯИ).

Там мы увидели исполинские конструкции, оставшиеся от первого 208-метрового ускорителя, представляющие собой сердечники магнитов. Сейчас они заполнены новейшей аппаратурой со сверхпроводящими магнитами, которые охлаждают два контура: с жидкими азотом и гелием! В этом же здании нам рассказали, как готовится группа протонов или атомов практически любого химического элемента для разгона в ускорителе.

Мы облазили всю гигантскую конструкцию, спускаясь в подвал и поднимаясь над громадиной. Поразительно, но в центре зала на возвышении находится сцена (на фото). 

Трудно переоценить и практическую значимость экспериментов, проводящихся в этом здании - от авиации и медицины до сельского хозяйства и изобретения новых видов ядерного топлива и, как нам по секрету сказали, создания инновационных способов выработки электроэнергии!

После мы зашли в мастерскую и смогли поиграть с непредставимыми физическими объектами. Представьте: темная комната с нулевым магнитным полем, в которой при полной темноте тестируются самые большие в мире фотоэлектрические умножители (ФЭУ), сцинтилляционные детекторы экзотического устройства и даже емкость для жидкого аргона. Вытащить ребят из мастерских было просто невозможно. Они безостановочно задавали вопросы по квантовой физике, про осциллирующие нейтрино и устройство экспериментов. И еще ребята сказали, что узнали все это на Школе физики в Иркутском планетарии!

Наш визит в Дубну окончился чаепитием в кабинете заместителя директора ЛЯП ОИЯИ Дмитрия Наумова, где мы рассказали о ЛКШ и о нашей работе по симуляции космической миссии.

Отправляясь на экскурсию в центр имени Хруничева, мы не предполагали ничего особенного: думали – музей как музей. Но реальность превзошла самые смелые предположения.

Оказывается, недалеко от центра Москвы рядом с парком Фили собирают ракеты-носители «Протон» и «Ангара». В сборочном цехе №22 мы увидели первые ступени для двух ракет, одну вторую ступень, три третьих ступени, головной обтекатель и разгонный блок.

Это ракета «Протон», которая произвела более 400 успешных выводов космических аппаратов, в том числе забросила их на Марс. Цех в год может собрать 10-11 таких ракет. После сборки изделие везут на Байконур по обычной железной дороге. Увидеть, причем совершенно неожиданно то, как делают ракету, которая полетит в космос сравнимо со встречей динозавра на улицах Москвы. Высочайшая культура производства – вот, что удивительно!

Теперь пора представить космические миссии, к которым готовятся наши ребята:

1. Полет к Луне с высадкой на поверхность на обратной стороне и монтаж длинноволнового телескопа.

2. Выведение рентген-гамма телескопа нового поколения в точку Лагранжа #2 системы Земля-Солнце.

3. Экспедиция в систему Сатурна к Энцеладу с высадкой на поверхность и работами по бурению шахт во льду для создания гигантского нейтринного телескопа.

4. Экспедиция на дальние окраины Солнечной системы в гравитационный фокус Солнца для проведения астрофизических наблюдений.

5. Миссия по перехвату межзвездного астероида, пролетающего сквозь Солнечную систему.

 

Пожелаем нашим командам успешного выполнения поставленных космических задач и благополучного возвращения всех экспедиций на Землю!

Мы благодарим Татьяну Митеву, Михаила и Анастасию Котовых, а также Сергея Лемещенко за организацию и проведение школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Популярные материалы