Владелец иркутской мотошколы про мотобизнес, стереотипы и девочек
Эмоции, свобода и мобильность – чтобы это получить, достаточно пересесть на мотоцикл. Но без профессиональной подготовки радость от нового способа передвижения может превратиться в трагедию. В Иркутске есть человек, который способен научить безопасному вождению байка даже тех, кто путает право и лево.
Побеседовали с Сергеем Бабояном – руководителем мотошколы «Полный газ». Он рассказал о том, сложно ли создать подобный бизнес в Сибири, своем нестандартном подходе к обучению мотоциклистов, а также, почему важно разрушать стереотипы о байкерах.
Мотоциклами я загорелся еще в школе. Но когда я подошел к родителям и попросил купить «двухколесного коня», то получил стандартный ответ:
– В гроб лечь захотел?
О мечте пришлось забыть до взрослого возраста. Как только я устроился на работу, как тут же приобрел первый мотоцикл – уставший «Урал». По правде говоря, я его больше чинил, чем ездил на нем. Да и ездил «по-дилетантски». А потом я переехал в Иркутск, и у меня появилась возможность учиться управлению мотоциклом.
Время шло. Я научился неплохо управлять байком, делал это максимально аккуратно, осторожно и ни разу не попадал в серьезную аварию. Вот тогда мне в голову пришла мысль: «Блин, я же могу научить этому других». Я пошел работать в ту же мотошколу инструктором. Плюс у меня была еще основная работа со стабильной зарплатой. Но мне постоянно хотелось все бросить и открыть собственную мотошколу, в которой будут учить не просто ради сдачи экзамена и получения «А»-категории. Я мечтал о создании в Иркутске мото-комьюнити, поддерживающего тренд безопасного вождения байка.
Однажды увидев мир из-за руля мотоцикла, ты уже не будешь прежним
И в 2020 году я решился. Приобрел мотоцикл, оборудовал его для обучения, купил гараж для хранения техники и стартовал. Знала про это только жена – больше никому не говорил. Остальные воспринимали мою страсть к мотоциклам как хобби, ну максимум подработку. «Мотошкола – это несерьезно!» – говорили они. Поэтому до поры до времени я помалкивал и держал все в секрете.
Первоначальные вложения в мотошколу составили около 500 тысяч рублей – они ушли на приобретение байков, гаража, базового инвентаря. Окупилось это примерно через год-полтора. Но все, что связано с техникой, требует больших затрат, поэтому огромная часть дохода до сих пор реинвестируется обратно в дело. Ежегодно мне приходится тратить примерно 200-300 тысяч рублей на обновление мотоциклов, поддержание их в исправном состоянии, аренду мотодрома и прочие расходы.
Самая трудная задача для любой мото- (да и авто-) школы – найти место для занятий. В моем случае ситуация разрешилась неожиданным образом – благодаря знакомым я заполучил мотодром в самом центре Иркутска, рядом со стадионом Труд. Я даже не мог мечтать о таком счастье. Подарок судьбы, не иначе.
Мотошкола «Полный газ» работает уже четвертый год. Сейчас кроме подготовки мотоциклистов к сдаче экзаменов на категорию «А» мы проводим курсы по контраварийному вождению и тренировки по спортивному маневрированию «Мотоджимхана». В 2022 году я основал Иркутское региональное отделение «Федерация мотоджимханы». С иркутскими «джимханистами» мы регулярно проводим открытые тренировки, соревнования в Иркутске, а также выезжаем в другие города (недавно были в Томске).
Мотошкола развивается – с каждым годом количество приверженцев грамотного вождения увеличивается. И это супер!
Иркутская команда на томских соревнованиях
Самое интересное в моей работе – ученики. Я бы хотел развеять стереотип, который представляет байкера, как бородатого мужика в коже. Ко мне приходят абсолютно разные люди: от хрупких девушек до взрослых мужиков.
Мне неважно, как выглядит ученик и насколько крутая у него косуха. Моя задача в первую очередь – не просто научить человека обращаться с мотоциклом, а сформировать у него сознание ответственного участника дорожного движения.
И я вижу, как постепенно меняется отношение людей к байкам. Мотоцикл перестает быть исключительно частью субкультуры и переходит в разряд повседневного транспортного средства, да и сами мотоциклисты все больше задумываются о безопасности на дороге.
В вождении мотоцикла главное – внимательность
Многие люди приходят ко мне переучиваться из автошкол – там обучение нацелено только на сдачу экзамена, причем только на той же площадке, на которой проходили занятия. В моей мотошколе совсем другая модель преподавания – от меня выходят мотоциклисты, которых смело можно выпускать на улицы города и загородные трассы.
Кто сказал, что девочки не могут быть байкерами?
Теперь о моей команде. Раньше я был один за всех – и директором, и инструктором, и бухгалтером, и механиком. Когда меня друзья куда-то звали, я смеялся и говорил, что меня руководство не отпускает. Сейчас мы растем и развиваемся – появился второй инструктор. Теперь мы сможем расширить программы подготовки мотоциклистов.
В данный момент обучение ведется на «взрослых» мотоциклах, что позволяет ученикам сдавать экзамен на категорию «А». Мы планируем ввести в работу мопед и маленький мотоцикл, подходящий под сдачу экзамена на категорию «А1».
Также в планах работа с детьми и подростками.
Еще одна масштабная цель – собственное крытое помещение для круглогодичных тренировок. Это помогло бы убрать проблему сезонности бизнеса. Пока получается, что основная деятельность ведется с мая по октябрь, а остальное время мотошкола находится в «спячке». Также мне хотелось бы мотодром побольше, чтобы работать с учениками на больших скоростях.
Желающих сесть на байк с каждым годом все больше – надо расширяться
Когда меня спрашивают: «Насколько выгодно открывать мотошколу в условиях Сибири?» я, если честно, не знаю, что сказать. Я не рассматриваю «Полный газ» как полноценный бизнес, скорее, это ремесло, которое требует большого труда. Если вы планируете создать компанию, поставить туда на работу людей, а самому управлять всем удаленно с балийского пляжа, то проще открыть пару магазинов с овощами.
Для руководителя мотошколы важно «гореть» мотоциклами, самому быть профессионалом и знать основную цель своей работы. Я хочу, чтобы мотоциклистов перестали называть «хрустиками» и «одноразовыми», а для этого необходимо сделать их водителями с гражданской ответственностью. Чем я и занимаюсь.