Сдавала мусор по весу и принимала охапки мандаринов в подарок

Сдавала мусор по весу и принимала охапки мандаринов в подарок

Тревел-блогер Катерина Антонова – об экологии, путешествиях и Байкале

Катерина Антонова – путешественница, невеста тревел-блогера Константина Гришина (автор блога «По Земле бюджетно»). Катя тоже ведет блог под названием «Улетевшая» – в нем она рассказывает о том, как наблюдает за жизнью людей в других странах, погружается в местную культуру и (по секрету) готовится к свадьбе. 

Побеседовали с Катериной обо всем на свете – узнали, как за границей борются с мусором, похожи ли трамваи в Гонконге и Иркутске, обсудили, надо ли делать Байкал туристической Меккой и, конечно, затронули историю любви «Катя+Костя». 

– Катерина, расскажи какие российские города ты посетила и где побывала за границей?

– В России я была в Новосибирске, Казани, Самаре, Улан-Удэ, Москве, Санкт-Петербурге, Тюмени, Алексине, Кисловодске, Сочи и Белокурихе, а также объехала почти всю родную Иркутскую область. В багаже моих заграничных поездок уже есть Болгария, Турция, Армения, Грузия, Вьетнам, Филиппины, Монголия и Южная Корея. А еще Гонконг.

– Помнишь свою первую заграничную поездку?

– Первыми странами, которые я посетила, стали Болгария и Турция. Это случилось в далеком детстве. Мама работала в гостинице «Интурист» и за многолетний труд получила детские путевки по символической стоимости.

– А как ты попала за границу первый раз во взрослом возрасте?

Я долгое время даже не мечтала о путешествиях. У меня был маленький ребенок, да и финансов тоже не хватало. Но в 2013 году мне дико захотелось в Таиланд – я взяла в рассрочку две путевки и заняла денег у знакомых. Отдых, конечно, получился «на минималках», но мне настолько понравилась теплая и гостеприимная страна, что я стала мечтать о долгосрочном путешествии. Правда, пока дочери Веронике не исполнилось 16 лет, об этом пришлось забыть. Зато потом я оторвалась по полной программе!

– Полный «хоп-хей-ла-ла-лей»?

Не совсем. Впервые уехать надолго я решила в 2020 году. Правда, не могу сказать, что мне это далось легко. Я – трусиха. Очень боялась остаться без денег в чужой стране, но тяга к приключениям оказалась сильнее. Вместе с незнакомой попутчицей Ольгой из Иркутска улетела на Пхукет по горящей путевке. Ольга вернулась домой через неделю, а я провела в Тае 5-6 недель

Прежде чем вернуться в Иркутск, я хотела съездить в Сингапур и Индию. Но не получилось. Тогда пришлось лететь домой. И вовремя. Потому что ковид внес свои коррективы – начались отмены рейсов, пандемийные ограничения, цены на авиабилеты взлетели до небес. 

Позже я полетела в Турцию (тогда эта страна была доступнее, чем сейчас). Комната в приличном отеле на первой линии стоила 1300 рублей в сутки. И это с завтраками. На вещи, развлечения и еду я особо не тратилась, так что получилось более, чем бюджетно. 

Сейчас я понимаю, что мне больше по душе тропический тайский вайб, а Турция слишком европеизированная страна. Это оптимальный вариант для тех, кто боится ехать за границу один. Там много русских, все понятно и доступно.

В третий раз я полетела в Турцию в 2022 году. С тех пор я была в Иркутске всего два раза (это третий). 

– Расскажи, пожалуйста, как ты познакомилась с Костей?

Из Турции я хотела съездить в Египет и даже купила билет на самолет, но полет сорвался. Подумав, я решила, что посмотрю на Армению. Но наступила череда случайностей (которые, как известно, не случайны) и я оказалась в Тбилиси. Здесь я встретила свою любовь – тревел-блогера Константина. Он сразу покорил меня своим обаянием, а я его – интересным общением, юмором, ну и красотой, конечно. В итоге уже на следующий день мы решили, что не будем расставаться. Вместе мы улетели в Азию. Неделями и месяцами жили на Филиппинах, в Таиланде, Вьетнаме, Южной Корее и рассказывали об этом в наших блогах.

Ночная Южная Корея

 

– Отличается ли повседневное поведение людей в разных странах? 

– Конечно! Филиппинцы всегда улыбаются (иногда хочется россиян отправлять на Филиппины для профилактики угрюмости). Причем улыбка жителей островов не вымученная, а искренняя и самая настоящая!

Котиков любят везде, даже на Филиппинах

 

А вот корейцы, например, уже совсем другие. Они погружены в себя. Кажется, что окружающие люди для них – лишь тень. При разговоре корейцы не смотрят в глаза. Для россиян это знак того, что собеседник не заинтересован в общении. А для жителей Кореи это норма. Еще один пример: если ты идешь по какой-то экотропе в России, то с тобой будет здороваться каждый встречный турист. Но в Корее такого нет, они молча проходят мимо друг друга. Там нет коммуникации между случайными людьми.

 

Особенно это видно по даме справа

 

Самая гостеприимная нация – грузины. Когда путешествуешь по Грузии, в какой-то момент перестаешь удивляться очередной охапке мандаринов в качестве подарка.

– Как думаешь, в какой стране власти больше всего заботятся о жителях?

– Однозначно, в Южной Корее. В стране очень жарко, поэтому на пешеходных переходах стоят большие зонты, чтобы прятаться под ними от солнца. В корейских городах безбарьерная среда. Я видела интересную колясочную прямо на улице. Коляски в ней не оставляют, а, наоборот, берут, чтобы спокойно прогуляться с ребенком. Везде можно въехать и войти, даже если ты на велосипеде или в инвалидном кресле. Повсюду разметка для слабовидящих. 

На каждом углу видеокамеры. На одном столбе их может быть пять штук. В Корее люди спокойно гуляют по ночам и не боятся за свою безопасность. 

Лишний загар не пройдет!

 

– Читала в твоем блоге пост о сортировке мусора в Корее. Там на самом деле все так строго? 

– В Корее очень щепетильно относятся к сортировке. Пищевые отходы нельзя выбрасывать в унитаз, как мы привыкли. Поэтому в некоторых жилых комплексах даже есть отдельные баки для остатков еды, причем со встроенными весами. Корейцы обязаны платить за сдачу пищевых отходов – сумма рассчитывается автоматически, по весу. Собранную органику после переработки используют в сельском хозяйстве для выработки газа и корма домашних птиц. 

Пластик направо, бумажки – налево

 

– Наверное, на улицах Кореи царит идеальная чистота.

– Да, действительно, мусора там нет или совсем мало. Кстати, урну тоже редко встретишь, что иногда дико бесит. Например, съел ты банан и не можешь выкинуть кожуру. Приходится носить ее с собой. Бросить нельзя – везде видеокамеры. Они позволяют контролировать желающих бросить что-то на улицу. А урны убрали для того, чтобы люди не выбрасывали мусор без сортировки. 

Корейцы давно привыкли к тому, что на улице нельзя мусорить – им с детства прививают правила осознанного экологического поведения. Но в районах, где живут русские, висят объявления «Не сорить!» – нашим людям сложнее перестроиться. 

– А как обстоят дела с мусором в других азиатских странах? 

– В Гонконге тоже нет мусора (это один из чистейших в мире мегаполисов). Так воспитаны люди: если родители не бросали мусор, то и дети не будут. Плюс, помогают большие штрафы – даже если ты просто плюнул на дорогу, придется заплатить более 16 тысяч рублей. В Корее и Гонконге, даже в городской черте, очень много зелени и парков. 

Гонконгцы заботятся об экологии. Если взять 10 автомобилей, то семь из них будут электрические Tesla. Интересно еще и то, что в Гонконге много экологичного транспорта – трамваев. Они почти такие же старенькие, как в Иркутске. Но в отличие от наших их «рогатые» – двухэтажные.

Туристы предпочитают второй этаж

 

А вот в Бангкоке лучше не подходить к мусорным контейнерам. Там бегают крысы величиной с лошадиную голову и огромные тараканы. Хотя Таиланд – относительно чистая страна. В столице есть антисанитария, но на островах я этого не особо заметила. 

В Улан-Баторе тоже нет мусора на улицах. Я видела только одну свалку под мостом, да и то на следующий день ее убрали. 

На Филиппинах видно, что жители убирают свои дворы и заботятся о зеленых насаждениях. В этой стране, несмотря на нищенский уровень жизни населения, чисто. Чище чем во Вьетнаме. Это уже другая Азия. Так что уровень чистоты не зависит от бедности.

– В какой стране грязнее всего?

– Где грязно, так это во Вьетнаме. Меня до глубины души поразила одна картина. Мы были в парке с водоемом, возле которого вьетнамки танцевали и занимались гимнастикой. Рядом женщина торговала с лотка чем-то. В процессе приготовления места к торговле, она снимала упаковку с товаров и бросала в водоем. Они вообще не думают о природе!

Также поразила грязь на вьетнамском острове Фукуок. Он для меня синоним ада. Неимоверная жара и зловонный мусор. Если вы зайдете в море, вокруг вас будут плавать пакеты, а вокруг распространятся ароматы канализации – все стоки идут прямо в Сиамский залив.

– Какое место бы занял Иркутск в твоем рейтинге чистых стран и городов? 

– В Иркутске, на мой взгляд, достаточно чисто. Да, у нас до сих пор выбрасывают окурки из окон машин. Но с каждым моим приездом улицы становятся чище. Мы по рейтингу, наверное, ближе к Таиланду. Но по переработке мусора нам очень и очень далеко до Южной Кореи. 

В Корее сортировка мусора строго контролируется правительством. Там нет такого, что в этом дворе мы введем запрет, а в том – не будем. А у нас как раз такая реализация мусорной реформы: в одном дворе сортируем, в другом – не будем.

– И что нам нужно сделать?

– Требование разделять мусор должно идти, в первую очередь, от властей. А у нас пока сортируют только отдельные сознательные граждане. И, самое главное – у нас нет доверия системе. 

Зачастую отсортированный мусор попадает на общую свалку, и люди это понимают. Нам необходим строгий контроль за сортировкой и переработкой отходов, установка видеокамер и обязательно какое-то суровое наказание для тех, кто не выполняет требования закона. Но пока такой путь мне кажется нереальным – на это нужно слишком много денег, и полное перекраивание мышления граждан.

Про Байкал я вообще молчу. Столько мусора на берегах этого прекрасного озера! Видимо, у нас уровень образования и культуры такой. Я думаю, что мусорить перестанут тогда, когда введут штрафы как для туристов, так и для местных жителей. И реализуют контрольную функцию. Но самое главное – когда изменится сознание у людей. На всех берегах проверяющих не поставишь…

– Катерина, ты путешествуешь по разным странам без особых финансовых вложений, на свою зарплату. А по России так можно путешествовать? 

– Перелеты по России дорогие. Как и проживание. В нашей стране отдыхать непросто: за те же деньги, что за границей, получаешь сервис на порядок ниже. Чтобы сэкономить, можно только добраться до места отдыха на своих двоих и жить в палатках.

– Ты скучаешь по родному Иркутску во время путешествий?

– Я люблю Иркутск, хотя с точки зрения туризма он – лишь перевалочная база на Священное озеро. Достаточно одного вечера, чтобы осмотреть столицу Приангарья. Обидно, что старинные деревянные дома в Иркутске ветшают. А ведь если их восстановить, то это была бы фишка города. Иностранцы такое любят. Вот в Самаре ухаживают за деревянными домами, а у нас, к сожалению, нет. 130 квартал я считаю коммерческим проектом, бесспорно красивым, но без души.

Знаменитые оконные «кружева» Иркутска

 

– Теперь к наболевшему вопросу. Туризм на Байкале – его надо развивать или запрещать, на твой взгляд?

– На Байкале не нужно строить суперотели, но хотелось бы, чтобы создали банальный комфорт для людей. Например, поставить раздевалки и душевые, бесплатные туалеты. Как в Корее. Там в парках и зонах отдыха в центральной части города есть питьевые фонтанчики, скамеечки – целые и аккуратные. Дорожки покрыты прорезиненным покрытием, чтобы во время дождя путник не оступился. Много тренажеров, которые очень популярны, особенно среди пенсионеров. Все засажено деревьями, кустарниками и цветами. В каждом парке проглядывается своя особенность: тут оранжерея и скульптуры, там треки или пруды с рыбами. И все это бесплатно. 

А у нас? Ввели сборы при въезде в Прибайкальский национальный парк, но люди не видят, куда идут эти деньги. Что на Байкале делается? Кто порядок наводит? Где туалеты? На мой взгляд, ограничивать подход к Байкалу – это слишком жестоко, да и невозможно – слишком он большой. У нас есть законы по охране Байкала, сортировке мусора, но они особо не исполняются. Или действуют выборочно. Опять вернулись к той же проблеме. 

А вообще, я фанат Байкала. Люблю остров Ольхон, а вот Листвянка для меня, как курортная зона в Сочи. Куча народа, толкотня, гам. Здесь, на мой взгляд, не чувствуется вся мощь и энергетика озера. 

Как же все-таки начать заботиться об окружающей среде? И реально ли это?

– Я считаю, что забота об окружающей среде идет с детства. Когда ребенок видит как ведут себя родители. Бросают мусор на глазах детей или нет. Со школы, где ребенок наблюдает как ведут себя другие ученики. Если нет культуры, то сложно говорить об экологии. Мне кажется, что даже по районам разная ситуация. Где-то культивируют любовь к природе, а в неблагополучных районах – не обращают внимание. Нужна пропаганда. Это огромная работа. Скажем так, если задать вектор, то определенный результат будет. Но боюсь, что не скоро. 

У нашей страны и конкретно у Иркутской области огромный туристический потенциал. Но для сохранения его красоты мы должны сами научиться ценить наш прекрасный регион. 

 

Популярные материалы