Новый налог сулит региону миллионы
Федеральная инициатива по внедрению туристического налога отлично ложится на рост турпотока в Приангарье. Местные бюджеты уже со следующего года могут пополниться сотнями миллионов рублей. Но последствия его введения для области могут быть не столь однозначно позитивными, как кажется.
С 1 января 2025 года в России появится новый налог – туристический. Он станет постоянной заменой эксперименту по введению курортного сбора. Уплачивать его будут организации и физические лица, которые оказывают услуги по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения.
Важно, что вводить туристический налог по своему желанию смогут муниципалитеты, и полученные средства также уйдут в местные бюджеты. Федеральное законодательство устанавливает лишь нижнюю и верхнюю планку налога: минимум 100 рублей в сутки, максимум будет постепенно увеличиваться с годами.
Сами налоговые правила прописаны так, чтобы одновременно получить максимально возможную прибыль с отельеров и физических лиц, но не разорить их. Поскольку налог, в отличие от сбора, взимается не с человека-туриста, а с номера, то в низкий сезон налоговая ставка может опускаться до нуля.
При том, что Иркутская область активно развивает туристическую сферу, введение подобного налога прямо влияет на возможности её развития. В 2023 году нас посетило более 1,8 миллионов туристов. Даже если исходить из минимальной ставки, то они принесли бы местным бюджетам сотни миллионов рублей!
При этом, эксперты считают, что налог не приведёт к росту цен. Поэтому можно ожидать, что с дальнейшим развитием внутреннего туризма сумма будет только расти. Власти региона это не просто ожидают, но и прямо планируют: согласно обещаниям губернатора, к 2036 году ежегодный туристический поток вырастет до 5 миллионов человек.
Муниципалитеты, наконец, смогут заработать столь необходимые им средства. Но если жители думают, что все эти деньги пойдут на школы и больницы, то стоит внимательней прочесть правила нового налога. Деньги, полученные от туризма, можно будет потратить только на дальнейшее развитие туризма, об этом прямо заявил замминистра экономики Дмитрий Вахруков.
Это означает, что туристический налог как таковой не сможет напрямую обеспечить процветание. Но при должных усилиях муниципалитетов, совершенствование туристической инфраструктуры косвенным образом положительно скажется на их благосостоянии. Во-первых, это рабочие места в самих отелях, санаториях, кемпингах и т.д. Во-вторых, это появление сопутствующих отелям бизнесов, где туристы могут оставить свои деньги.
Но так или иначе, введение туристического налога может привести к расслоению между муниципалитетами области. Уже сейчас легко можно выделить туристические и нетуристические районы Приангарья, и вторые недополучат этого возможного ускорения развития.
Тем более, что региональные власти особенно сконцентрированы на увеличении числа некапитальных мобильных гостиниц (только в 2023-2024 годах на это уйдёт 600 миллионов рублей, почти все их них – федеральные средства), то есть, находящихся в менее урбанизированных местах области.
Плюс ко всему, появление новых рабочих мест в туристических районах может привести к изменению миграционных потоков внутри области. Заводы, разумеется, не опустеют, но уже занятые в сфере услуг могут решить попытать счастья в гостиничном бизнесе. А это напрямую влияет, например, на диверсификацию экономики моногородов.
Ещё одна проблема туристического налога – это обеление гостиничного бизнеса. Сам налог принимался отчасти именно с этой целью. Идея законодателей была в том, что если заставить платить не только отели, но и физических лиц, то физические лица действительно начнут платить. На худой конец, муниципалитеты и налоговая будут достаточно мотивированы заставить их платить. Однако, учитывая современный размер серого гостиничного рынка, это далеко не гарантировано.
Огромная доля продаж гостиничного бизнеса осуществляется через сайты-агрегаторы, несмотря на их высокие комиссии. Но вот сюрприз: работающие в России агрегаторы с самого начала требуют от мест размещения регистрации хотя бы в качестве ИП. Уже это действует на пользу обеления сферы. А те, кто регистрации избегают, имеют другую бизнес-модель (например, прямые продажи через «Авито»).
Но не меньше налоговой серые предприниматели боятся требований контрольно-надзорных органов, некоторые из которых выполнить почти невозможно. Например, СП 2.1.3678-20 прямо запрещает размещение гостиниц в жилых помещениях, обессмысливая его соблюдение многими физическими лицами.
Однако сама модель налога, остающегося внутри муниципалитета, может положительно влиять на то, что называют «налоговой моралью». Считается, что собираемость налогов эффективнее, если налогоплательщики знают, что деньги останутся внутри региона или муниципалитета и пойдут на развитие их местности.
Резюмируя, можно сказать, что как отдельная мера туристический налог не станет для Иркутской области чудом. Для необходимого эффекта потребуется активная политика муниципалитетов и сочетание с федеральными программами. Так, туристическая модель Приангарья может хорошо сочетаться с грантовой поддержкой сельского туризма Минсельхозом.