«Capoeira38» — боевые танцы, песни и этнические барабаны

«Capoeira38» — боевые танцы, песни и этнические барабаны

Руководитель Иркутской федерации капоэйра – о развитии бразильского боевого искусства в Сибири

Власти Иркутска популяризируют спорт. Особое внимание уделяется боксу — появляются уличные площадки для занятия этим видом единоборств, его активно продвигают в школах. Но боевое искусство не обязательно должно быть с кулаками. Альтернатива дракам на ринге — бразильская капоэйра, которая объединяет бесконтактные элементы боя, акробатику, музыку, песни и танцы. 

Дмитрий Апранович — руководитель Иркутской федерации капоэйры, рассказал о том, как сибиряки воспринимают экзотическую культуру, и какие сложности поджидают тех, кто решится развивать неагрессивное боевое искусство в России.

Жан Клод ван Дамм как вдохновитель

Первый раз я увидел капоэйру в 8 лет — в фильме «В поисках приключений» с Ван Даммом. Если помните, в конце показывают соревнования представителей разных видов боевых искусств. Сильнее всего меня впечатлил именно капоэйрист. Его появление было самым эффектным, под бой барабанов, с акробатическими трюками и мощными ударами ногами. Мне это так понравилось, что я начал самостоятельно пытаться стоять на руках и делать колесо. Про то, что необычный боевой танец называется капоэйрой, я узнал только в 20 лет с помощью гугла.

Поэтому когда в Иркутске в 2009 году появился первый клуб по капоэйре, я сразу побежал туда. Руководил занятиями Константин Кривых — опытный мастер по рукопашному бою. В то время информации о капоэйре особой не было, взять знания было неоткуда, поэтому Константин просто добавил к своим обычным тренировкам колесо и джингу. Но я и от этого был в восторге!

 

Так выглядит джинга

Обычно тренировки по капоэйре сопровождает бразильская музыка. Но мы тогда этого не знали и занимались под трек из Mortal Combat. Одним словом, мы выглядели как люди, пытающиеся рисовать слона, которого никогда не видели. 

Но все изменилось, когда Константин познакомился с Сергеем Фокиным — руководителем клуба капоэйры из Красноярска. Мы съездили на семинар, заработали первые пояса и приехали обратно в легком шоке — так вот, как должно выглядеть это боевое искусство. Я и другие ученики кайфовали! После возвращения в Иркутск мы были полны решимости делать настоящую капоэйру. Купили огромный бубен и стали проводить роду, играя на нем. 

Постепенно наш клуб разделился. Из него ушли те, кто хотел развивать капоэйру как бразильское боевое искусство — с музыкой, португальскими традициями, песнями и при этом оздоравливать население. Это были ученики Константина — Соколов Антон, Николай Мартынов и я. 

Capoeira38 — начало

Перед нами встала сложная задача — показать людям, чем мы занимаемся и привлечь первых учеников. Кажется, что организовать тренировки по капоэйре легко — купи барабаны, арендуй зал и погнали! 

Но продвигать это боевое искусство в Сибири — та еще задача! Когда мы показывали роду на улицах Иркутска, большинство людей недоуменно смотрели и относились с подозрением. Вот теперь мы действительно почувствовали себя сектантами. 

Но были единицы, которые интересовались бразильской культурой. Они с радостью записывались на тренировки. Забегая вперед, скажу, что в 2022 году, когда мы сделали открытый урок по капоэйре на Дне города, народ подходил и говорил: «О, капоэйра!». Значит, за эти годы мне удалось сделать бразильское боевое искусство узнаваемым в Иркутске. 

В 2016 году я договорился с администрацией города об участии в карнавале. Пригласили Константина Токарского — руководителя школы этнических барабанов Jam Бей, чтобы создать 100% бразильскую атмосферу. Желающих поучаствовать в карнавале с капоэйрой набралось аж 100 человек. Я считаю, мы тогда просто взорвали Иркутск!

Этот элемент называется Bico de papаgaio («клюв попугая»)

Сейчас в Capoeira 38 есть детские и взрослые группы (более 150 учеников), занятия ведут четыре тренера. Летом мы организуем детский лагерь, участвуем в культурных городских мероприятиях и, конечно, ездим на соревнования и зарабатываем пояса. 

Сотрудничаем с мастером из Бразилии, проводим ежегодные соревнования, фестивали, открытые уроки и оздоровительные акции для горожан. По субботам в Capoeira 38 проходят уроки музыки — дети и взрослые учатся играть на бразильских национальных инструментах: беримбау, пандейру, агого, реку-реку. 

Музыкальные инструменты для капоэйры

Капоэйрист — кто он?

Когда к нам на тренировки приходят взрослые, они обычно не очень интересуются культурой Бразилии. Для многих капоэйра — в первую очередь фитнес. Кардионагрузки у нас мощные, плюс идет работа всех групп мышц. Ученики выползают с занятий мокрые насквозь. Лишний вес улетает мигом, возвращается природная гибкость и здоровье. 

И только когда люди уже привыкают к движениям, я постепенно начинаю показывать им настоящую капоэйру — играть на барабанах во время занятия, петь песни, приглашать тех, кто уже поднабрался опыта, на роду. Так народ плавно, без перенасыщения, погружается в бразильскую культуру. 

Главное в капоэйре — не агрессия, а дружба, умение договариваться. Когда я прихожу в школы с открытыми уроками, чтобы набрать учеников, то вглядываюсь в лица детей, пытаясь угадать в них будущих капоэйристов. Знаете, какой типаж детей чаще всего приходит в капоэйру? Скромные ребята, которые ненавидят драки, но хотят стать сильнее, гибче, ловчее и хитрее, побеждая соперника без боя. Капоэйра идеально подходит для них — это интеллектуальная игра. Здесь ценится умение быстро соображать и полностью контролировать тело. 

Заинтересовать сибиряков жарким спортом и не разориться — миссия выполнима?

Капоэйра — не то дело, к которому можно подходить со строгим планом и расчетами. Она начинается с людей. Если есть единомышленники, желание делать людей здоровее и показывать им экзотическую культуру, то деньги придут вместе с учениками. Если делать капоэйру только ради финансов, то увы, дело быстро заглохнет. Поэтому мы не ставим своей целью гигантские прибыли. Главное — сохранить высокое качество тренировок с упором на здоровье человека. 

Сибирь вообще интересная часть России. То, что для западных городов — обыденность, для нас нонсенс. Сибиряки с подозрением относятся ко всему незнакомому, с трудом раскачиваются и неохотно пробуют что-то новое. В Москве, например, более 30 школ капоэйры, на семинары собирается от 1000 человек. Я хочу, чтобы и в Иркутске было так. В этом цель моего труда. 

Капоэйристы Приангарья всегда за любой движ!

Конечно, без денег трудно сделать популярной иркутскую капоэйру. Да, у нас были спонсоры («Тимбермаш», «Тон-м»), но они помогали разово. Администрация Иркутска, разумеется, вносит вклад в развитие нашего спорта. Но с властями надо уметь работать. Если прийти к ним и сказать: «Эй, чуваки, мы делаем крутую штуку, дайте денег!», из этого ничего не выйдет. Надо быть полезным городу. 

Например, как-то ко мне в голову пришла мысль: «Неплохо бы проводить бесплатные капоэйра-зарядки для иркутян». И надо же, какое совпадение —  2020 год посвятили именно спорту, и наша администрация начала искать тренеров для проведения зарядок. 

Я тут же пришел к Дмитрию Валерьевичу Абрамовичу (глава комитета по физической культуре и спорту) и говорю ему, мол, хотел бы поучаствовать. Он с радостью пошел навстречу. Все лето мы тренировали людей на Площади 50 лет Октября. А осенью администрация заплатила за это — деньги пригодились для покупки акробатической дорожки. Кстати, почти все люди, которые приходили на зарядки, стали нашими учениками. Среди них 60-летний мужчина, и он великолепен в качестве капоэйриста.

Планы на будущее

Я хочу открыть иркутский Центр бразильской культуры. Кроме обучения капоэйре и игре на этнических инструментах планирую приглашать гостей из Бразилии, волонтерить и делать еще много интересного. Что именно — пока секрет. 

Также сейчас я готовлю проект, с которым хочу принять участие в форуме «Байкал». Capoeira 38 позарез нужен большой, комфортный зал для занятий. В случае успешного участия в форуме он у нас будет. 

Моя голубая мечта — сделать так, чтобы иркутяне воспринимали капоэйру как нечто близкое и понятное. Как то, что приносит драйв, заряжает энергией, убирает проблемы со здоровьем и даже (да-да) развивает музыкальный слух. Я методично и безостановочно популяризую капоэйру и не намерен останавливаться. 

 

Популярные материалы