Горящая история Иркутска — от памятника архитектуры до парковки

Горящая история Иркутска — от памятника архитектуры до парковки

Что вырастает на месте старинных усадеб и особняков

Иркутск — старинный город, в котором находится более 1000 домов-памятников XVIII-начала XX веков. К сожалению, иркутские шедевры культурного наследия горят с завидным постоянством. Многие считают, что такие дома специально выжигают, чтобы освободить место под застройку. Давайте прогуляемся по городу и посмотрим, действительно ли на месте памятников вырастают торговые центры и частные коттеджи. 

 

Дом крестьянки Ирины Трутневой (улица Бабушкина, 3а) 

Когда-то в этом старинном доме конца XIX века сдавали квартиры зажиточным крестьянам и золотопромышленникам. Владела им Ирина Трутнева, крестьянка (нонсенс для того времени — обычно крестьяне довольствовались жильем поскромнее). Здание сохраняло статус жилого вплоть до февраля 2021 года.  

Но 20 числа особняк загорелся. Погибла бабушка, жившая на втором этаже. Остальным жильцам удалось спастись. Рухнули перекрытия, выгорела кровля. 

Прошло полтора года. Полусгоревший дом никто не восстанавливает — он просто стоит и разрушается, давая приют маргиналам. Лишь вековая печь-голландка, которую еще можно разглядеть в окно первого этажа, напоминает о былом величии особняка.  

 

Городская усадьба (улица Декабрьских событий, 38)

Этому двухэтажному дому 1827 года постройки можно давать Звезду Героя. Он пережил знаменитый иркутский пожар 1879 года, революцию, распад Советского Союза. В наше время строение даже не признавали аварийным или ветхим — настолько было прочным 194-летнее здание.

Увы, богатырь сдался перед натиском огня 17 февраля 2021 года. Полностью выгорел второй этаж. Жильцы чудом не пострадали. Удалось спастись даже коту, которого из-под кровли достали пожарные.

Интересно, что усадьба и дом Трутневой загорелись с разницей всего в неделю. И так же, как и в прошлом случае, судьба древнего дома никого не волнует. Он стоит пустой и мертвый, с обугленными стенами.

 

Дом Шубиных (Лапина, 4)

Старейший дом в Иркутске (год постройки — 1781). Он горел бесчисленное множество раз, но ему все-таки удалось дожить до наших дней. В XX веке пожары продолжались, но благодаря соседству МЧС их удавалось вовремя локализовать. 

Дом выглядел плачевно — почерневшие бревна, покосившиеся стены, крыша, которая держалась на честном слове. В 2012 года здание продали с торгов частному лицу, в 2017 году начали реставрацию. Хотя по факту реставрировать там было уже нечего — в новую постройку вошла лишь пара бревен из старого дома. 

К 2022 году дом Шубиных полностью восстановлен. Правда, на том же участке собственник памятника архитектуры начал возводить странную конструкцию из профлиста, сэндвич-панелей и металлического каркаса. Мэрия пыталась подать на хозяина в суд и заставить снести постройку, но эксперты и суд не нашли в ней признаков капитального строительства. 

Так и стоит старинный дом рядом с безликим металлическим сараем.

 

Особняк Белоголовой (Черемховский переулок, 4)

Этот симпатичный двухэтажный особнячок был построен купеческой семьей в 1880 году. Роскошный (по меркам XIX века) особняк неоднократно горел. Фатальным для него стал пожар в марте 2020 года. 

Но дому повезло. Видимо, для него нашелся инвестор. Сейчас на месте особняка красуется новый сруб. Отделка пока не ведется. Скорее всего, ждут усадки.

 

«Опять памятник сожгли — сейчас парковку построят!»

Даже если бы кто-то захотел спалить старую деревяшку, чтобы воткнуть на ее место торговый центр или зоомагазин, пришлось бы сильно потрудиться. Согласно ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» собственник обязан восстановить шедевр даже в случае его полной утраты. Для этого в архивах хранятся архитектурные планы всех построек. 

Так что подобный бизнес-план нельзя назвать надежным, как швейцарские часы. Для начала придется вывести дом из реестра памятников, а как показывает практика, это не так просто. Хотя и не совсем невозможно. 

За последние 10 лет было выведено из-под охранного статуса и уничтожено более 50 памятников архитектуры. Вот самые известные из них:

- Иркутские Красные казармы — вместо них теперь жилой комплекс. 

- Усадьба Перевалова стала парковкой.

- Усадьба на Байкальской превратилась в пустырь. 

- Мастерская иконописцев Старцевых — в жилой комплекс.

Некоторым зданиям повезло — они попали в хорошие (и богатые) руки. Например,  особняк купцов Замятиных. Новый собственник отреставрировал старинный дом, полностью повторив его исторический облик. Теперь внутри располагается фирма по торговле стройматериалами.

 

Получается, дома-памятники получают новую жизнь только в случае, если их покупают инвесторы. Если шедевры культурного наследия остаются под надзором государства, они десятилетиями стоят в полуразрушенном виде и портят облик города.

Но желающих купить такое «наследие» не так много. Реставрация — процесс длительный, дорогой и сложный. Необходимо соблюсти все детали и сохранить архитектурные особенности здания. При этом не всегда можно применять современные материалы, например, сайдинг и пластиковые окна. 

Потенциальным собственникам не совсем понятно, будет ли государство помогать восстанавливать историческое здание или оставит за собой лишь функцию надзора и право штрафовать за нарушение технологии реставрации. 

Пока власти ищут покупателей, а покупатели настороженно относятся к властям, старинные дома медленно и неумолимо пожирает время. 

Зато в 2022 году в Иркутске должен появиться первый доходный дом (да-да, как в 19 веке). Видимо, с финансами у региональных управленцев стало совсем туго. 

 

Популярные материалы